Статья: "Проект "лесные жители""

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара

 

 

 

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

 

 

«Обитатели леса»

 

(для младшего дошкольного возраста)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

воспитатель

Баталова Мария Николаевна

 

 

 

 

- 2019 г –

Информационная характеристика проекта:

Тип проекта:

  • по составу участников – групповой  (дети, родители, педагоги).
  • по целевой установке – информационный.

Вид проекта – познавательно-игровой.

Возраст детей: 3-4 года.

 

Участники реализации проекта

Педагог: Баталова Мария Николаевна

Воспитанники: дети младшей группы

Родители: младшей группы

Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя)

Проблема: дети мало знают о диких животных и среде их обитания.

Актуальность:

Я считаю, что в современном образовании метод проектов является наиболее эффективным способом полностью раскрыть ту или иную тему, донести информацию до воспитанников, и получить предполагаемые результаты.

Тема проекта, которую я выбрала для проведения в младшей группе нашего сада, считаю актуальной. Актуальность и просто жизненная необходимость знакомства детей с миром диких животных несомненна. Ребёнок дошкольного возраста почти не имеет информации о разнообразии животного мира.

Слушая рассказы детей о впечатлениях и наблюдениях, которые они получают от бесед с родителями и от просмотра телевизора, выяснилось, что дети часто интересуются животными. У ребят появляется много вопросов о жизни животных, ответы на которые мы вместе ищем в научной и художественной литературе, из личных наблюдений и личного опыта. Считаю, что благодаря разработке и внедрению этого проекта дети познакомятся с описанием жизни, повадок животных в природе; получат научно-достоверные знания о животном мире; обогатиться их речь, пополнится словарный запас.

 

Цель:

Формирование основ экологической культуры, представлений о диких животных, их среде обитания, осознанно-правильного отношения к представителям животного мира.

Задачи:

Образовательные:

  1. Углублять знания детей о животном мире через чтение художественной литературы о животных.
  2. получить знания о безопасном поведении в лесу.
  3. Привлечь внимание родителей к данной проблеме и участью в проекте.

Развивающие:

Развивать связную речь детей, обогащать словарь детей.

Воспитательные:

Воспитывать эстетические чувства и эмоциональную отзывчивость.

Образовательные области:

- социально-коммуникативная;

- познавательная;

- речевая;

- художественно-эстетическая;

- физическая.

Ожидаемые результаты по проекту:

  • для детей:
  • Формирование основэкологической культуры.
  • - Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • - У детей будут сформированы знания о диких животных (заяц, лиса, волк, медведь, их детенышах, повадках и средеобитания).
  • - Установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания.
  • - Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – диким животным.
  • для родителей:

Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

  • для педагогов:

Создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста основам экологической культуры

Разработать конспекты НОД;

-Игрушки и игровое оборудование;

-Наглядно-дидактические пособия;

-Картотека дидактических игр;

-Картотека подвижных игр;

-Создать уголок экологии в группе.

 

 

Этапы проекта

Этапы проекта

 

Действия детей

Действия педагога

Действия родителей

Подготовительный

 

 

 

1. Взаимодействие с детьми и их родителями.

2. Выбор темы проекта.

3. Постановка целей, задач.

4. Определение методов.

5. Подбор художественной литературы.

6. Подбор пальчиковых, подвижных, дидактических игр.

7. Библиотека: Стихи, потешки для развития мелкой моторики. Загадки.

8. Просмотр видео мультфильмов с героями диких животных.

·          

заинтересовать родителей жизнью группы, принимать активное участие в совместной деятельности с детьми.

Деятельностный

 

 

НОД, подвижные игры, дидактические игры, наблюдения, чтение художественных произведений, театрализованное представление «Лиса и Заяц» ,продуктивные виды деятельности.

 

ü  консультации, памятки, беседы, оформление папок-передвижек, совместное изготовление дидактического материала.

Завершающий

 

1. Создание выставки детских работ.

2. Выставка книжек-малышек.

3. Презентация проекта.

 

Подведение итогов проекта

ü  Открытое мероприятие для родителей

 

 

 

Содержание проекта

 

Формы

Тема

Цель

Пособия

Ответственный

 

Понедельник

Беседа

 «Животные леса».

Расширять представление детей об образе жизни животных, которые живут в лесу: волк лиса, кабан, заяц, (чем питаются, где живут).

Иллюстрация

Воспитатель

 

 

Настольная игра

«Чей домик»

Воспитывать интерес и любовь к ним.

Картины

Воспитатель

 

Консультация для родителей

Оформление папки-передвижки «Дикие животные наших лесов»

 

Папка-передвижка

Воспитатель

 

Вторник

Утренняя гимнастика

«Здоровые ребятки»

Правильно выполнять движения.

Показ

Воспитатель

 

Дидактическая игра

Дидактическая игра:  «Что за зверь?»

Научить быть внимательным.

Карточки

Воспитатель

 

НОД

Лепка «Угостим зайку, морковкой»

Воспитывать доброе отношение к животным, желание сделать для них что-то хорошее. Развивать воображение. Пластилин, дощечки

Картинки

Пластилин, дощечки

Воспитатель

 

Сюжетно-ролевая игра

«Животные»

 

 

Воспитатель

 

Среда

Подвижная игра

П/и «У Медведя во бору»

Учить детей имитировать характерные действия животных.

Маска медведя

Воспитатель

 

Индивидуальная работа

Раскрашивание раскрасок «Животные леса»

Познакомить детей образами животных из р. н. сказки. 

раскраски

Воспитатель

 

Чтение

«Рукавичка»

 Закреплять умение слушать и понимать содержание. 

Мультфильм

Воспитатель

 

Консультация для родителей

«Что рассказать детям о диких животных»

Советы родителям о чем нужно рассказывать про животных

Информация

Воспитатель

 

Четверг

Упражнение

Рукописный журнал «Жители леса» 

Учить детей драматизировать знакомую сказку. Расширять представления детей о совместных действиях животных.

Показ

Воспитатель

 

Подвижная игра

«Зайка беленький сидит»

В процессе игры дети обучаются играть мячом

Мяч

Воспитатель

 

Конструирован ие

Конструирование «Домик для животных»

Научить создавать способом конструирования домик для животных.

Цветная бумага, клей, кисточка

Воспитатель

 

Театр

Пальчиковый театр «Колобок»

Обогащать и активизировать словарь, развивать интонационную речь.

Картины

Воспитатель

 

Пятница 19.04.2019

Утренняя гимнастика

«Медвежата»

Продолжать знакомить детей с мячом. Обогащать и активизировать словарь

Мяч

Воспитатель

 

Чтение художественной литературы

Чтение рассказов В. Бианки «Лис и мышонок»

Научить слушать сказки

Иллюстрации

Воспитатель

 

Выставка

«Наши животные»

Способствовать развитию памяти и активизации речи детей

Уголок рисования

Родители

 

Оформление альбома

«Дикие животные и их жилище»

Развивать познавательный интерес

Рисунки

Воспитатель

Развлечение

«Выше, сильнее, быстрее»

Выполнять правильно задания

Фишки, мячи, корзинки

Родители

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:

 

Проект «Обитатели нашего леса» направлен на знакомство детей с дикими животными, их связью со средой обитания, осознанно-правильное отношение к представителям животного мира.

 

 

  • развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – диким животным;
  • активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
  • Благодаря проведенным занятиям, беседам, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.

 

 

 

Используемая литература:

  • С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.
  • И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
  • О.А. Скоролупова. Домашние животные и дикие животные средней полосы России. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
  • «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой. -  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

 

 

Используемые интернет ресурсы:

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

Беседа в младшей группе «Кто в лесу живет? Что в лесу растет?»

надежда курманова 
Беседа в младшей группе «Кто в лесу живет? Что в лесу растет?»

Беседа в младшей группе «Кто в лесу живет? Что в лесу растет?»

Программное содержание: Формирование знаний воспитанников о лесных животных, о лесных растениях родного края. Формирование умения отгадывать загадки. Продолжать развивать активную речь воспитанников, память, внимание, мышление. Обогащать словарный запас словами – заяц, медведь, лиса, волк, ель, кедр, береза, черника, малина, брусника, подберезовик, белый гриб.

Материалы: картинка леса, картинки с изображением лесных животных, деревьев, ягод, грибов.

Ход беседы.

На доске картинка с изображением леса.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по лесу. В лесу нас ждет много интересного. Давайте встанем в круг и отправимся в лес.

Выполняется физминутка.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Дружно мы похлопаем,

Ножками потопаем!

Хорошо мы погуляли,

Но немножечко устали.

Присядем на пенек

И отдохнем чуток.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ой, а кто же прячется за кустиком.

Воспитатель загадывает загадки про лесных зверей и выставляет картинки на доску.

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Заяц)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

(Медведь)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее. (лиса)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

Воспитатель: Ребята скажите, а это животные домашние или дикие?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Правильно. Ведь все животные которые живут в лесу называются дикими. Ребята, а зайчик и его лесные друзья приглашают вас на звериную зарядку. Давайте все встанем возле стульчиков.

Звериная зарядка

Раз - присядка,

Два - прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться

(кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться

(потянуться)

Обязательно зевнуть

(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть

(движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть

(прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть

(легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый

(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы

(ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе

(переступание c ноги на ногу)

Долго топчется на месте

(раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало –

Начинает все сначала!

(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

Дети садятся обратно на стульчики.

Воспитатель: Давайте еще раз повторим, кто живёт в лесу.

Дети перечисляют животных, чьи картинки выставлены на доске. Могут назвать еще несколько лесных животных.

Воспитатель: В лесу очень красивая природа. А какие деревья растут в лесу?

Дети перечисляю деревья, а воспитатель выставляет картинки. Если воспитанники затрудняются с ответами, то воспитатель показывает картинки, а воспитанники узнают и называют дерево. (2 - 3 дерева)

Воспитатель: А еще в лесу очень много вкусных ягод и грибов.

Выполняется аналогичное задание (2- 3 ягоды; 2 – 3 гриба)

Воспитатель: Давайте немножечко поиграем, приготовьте свои пальчики.

Выполняется пальчиковая гимнастика «Зайка» (1 – 2 раза)

Зайка

Мчится без оглядки,

(хлопаем в ладошки)

Лишь сверкают пятки.

(ударяем кулачками друг о друга)

Мчится что есть духу,

(руки сцепляем в замок и шевелим пальчиками)

Хвост короче уха.

(ударяем кулачками друг о друга)

Живо угадай-ка:

Кто же это?

(хлопаем в ладошки)

Зайка!

(показываем указательными пальцами «зайку»)

Воспитатель: Какие вы ребята молодцы. Теперь вы знаете кто живет в лесу и что в лесу растет.

 

 

 

 

Тема «Дикие животные наших лесов»

Родителям рекомендуется:

рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов - зайца, белки, волка, лося, медведя, ежа и лисы; отметить их внешние признаки;

рассказать о том, где они живут, чем питаются; закрепить в словарном запасе ребенка названия зверей и иx детенышей;

назвать части тела животного (туловище, хвост, голова, рога, копыта, лапы);

в качестве экскурсии посетить зоопарк.

Задание 1. Отгадать загадки (выучить по выбору).

о Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата.

о Я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса)

о Под соснами, под елками живёт клубок с иголками. (Еж)

о Быстрый маленький зверек по деревьям скок-скок. (Белка)

о Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)

о Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Задание 2. Дидактическая игра «Угадай, кто это?» (подобрать существительные к прилагательным).

Бурый, косолапый, неуклюжий-… .

Серый, зубастый, страшный -. .

Хитрая, пушистая, рыжая -. .

Маленький, длинноухий, пугливый -. .

Серый -. , косолапый -. ,

хитрая ---. , колючий -. .

Задание 3. Дидактическая игра «У кого - кто?» (упражнение в словообразовании): у медведя - медвежонок, у волка -. , у лисы. ; у медведя - медвежата, у волка.

Задание 4. Дидактическая игра «Назови семью» (упражнение в словообразовании): папа - медведь, мама - медведица, детёныши) - медвежонок(медвежата); папа - волк., папа - заяц. ; папа - еж.: папа - лис.

Задание 5. Дидактическая игра «Назови маму» (употребление родительногопадежа существительных): медвежонок у медведицы, лисенок у. .

Задание 6. Дидактическая игра «Кто как голос подает?» (подобрать глагол к существительному): лиса - тявкает, медведь - рычит, волк - воет, белка -. .

Задание 7. Дидактическая игра «Пpо кого можно сказать.» (Подобрать существительное к глаголу): охотится -, крадется -, воет -. , кусается -. , пугается -. , скачет -. , переваливается -. , хитрит -. , выслеживает -. .

Задание 8. Дидактическая игра «Кто где живет?»

(употребление именительного падежа существительных).

В норе живет (кто) - лиса. В берлоге -. В дупле -. .

Задание 9. Дидактическая игра «Кому что дадим?» (употребление дательного падежа существительных).

Мясо - волку, малину -. мед -. морковку -. , яблоко -. , орехи -. , грибы -. .

Задание 10. Дидактическая игра «Охотник» (употребление родительногопадежа существительных).

Охотник поймал в лесу (кого)

Задание 11. Упражнение на координацию речи с движениями.

Я как белка в колесе Ребенок совершает прыжки на месте

прыгаю на месте,

Чтобы было веселей,

поскакали вместе.

Раз, два, три, четыре, пять - Под счет ребенок прыгает (5 раз)

начал заинька скакать.

Прыгать серенький горазд - После слов «он подпрыгнул»

он подпрыгнул десять раз. ребенок прыгает(10 раз)

Задание 12. Упражнения для пальчиков.

3айчик

Зайка серый скачет ловко. Локтем опереться на стол,

в лапках у него морковка. указательный и средний пальцы

развести в стороны,

остальные сжать в кулачок.

Задание №13 Ознакомление с художественной литературой.

Прочитайте ребенку:

- рассказы Н. Сладкова "Кто куда", "Под снегом",

- русские народные сказки "Колобок", "Лисичка со скалочкой", "Заюшкина избушка", "Теремок".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по лепке в младшей группе

«Угостим зайчике морковкой»

Тема«Угостим зайчику морковкой»

Вид занятия : познавательный, творческий, исследовательский.

Участники: дети 1 младшей группы, воспитатель.

Продукт детской деятельностиморковки для зайчика.

Задачи:

Образовательные:

-вспомнить стихотворение А. Барто «Зайка», предложить детям рассказать стихотворение до конца,

- закреплять навыки лепки из пластилина.

-закреплять цвета (красный, желтый, зелёный)

-закреплять у детей понятия о том, что ест заяц.

Развивающие:

-развивать технику лепки (учить раскатывать из пластилина палочки между ладонями прямыми движениями, аккуратно укладывать готовое изделие на дощечку).

- развивать память,

- интерес к лепке,

Формировать разговорную речь детей:

- отвечать на вопросы;

- описывать предметы, явления;

- повторять ответы детей;

- четко проговаривать звуки в словах.

Активизация словарязайкаморковка, длинный, большой, коротенький, маленький,пушистый, мягкий.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к игрушкам.

-воспитывать желание помогать друзьям трудный момент.

Материалы и оборудование: игрушка зайчик, иллюстрация по стихотворение А. Барто «Зайка», пластилин, дощечка, салфетка, полотенце, муляж и образецморковка, .

Ход занятия

  1. Организационный момент

Дети находятся в игровой комнате. Воспитатель обращает внимание детей на звуки за дверью.

Воспитатель(прикладывая руку к уху.) Слышите кто-то плачет?. Давайте пойдем посмотрим кто это.

Воспитатель открывает дверь и за дверью находит зайчика (мокрого) подходит и берет его на руки. Ребята, посмотрите на зайку. Какой он? (мокрый). Зайчик дрожит, ему холодно. Как помочь зайчику, что надо сделать, чтобы он не простудился? (надо его посушить, вытереть полотенцем). Как вы думайте, что произошло с зайчиком? (ответы детей). Послушайте стихотворение, про зайчика. И мы узнаем, что случилось с нашим зайчиком.

  1. Основная часть. Чтение стихотворения А. Барто из цикла«Игрушки»

Сначала воспитатель читает стихотворение показывая иллюстрации к стихотворению. Задает вопросы:

_ Что нарисовано этой картинке?

- Кто бросил зайку(хозяйка)

- Почему зайка промок(под дождем остался)

- С чего зайка не мог слезть(скамейки)

- Хорошо ли игрушки бросать на улице? (Нет)

-Когда девочка поиграла с игрушкой, где она её оставила? (На улице)

-Что должна, было делать девочка с игрушкой? (Домой забрать)

Воспитатель: Маленький зайчик обиделся на девочку, которая его оставила. Ведь ему было холодно на улице, шел дождь и его одежда промокла. Погладьтезайку, ребята, чтобы он вас не боялся (дети гладят игрушку,покажите, где у зайки ушки, какие они (Длинные, большие.)А где хвостик? Какой он (Коротенький, маленький.) Покажите спинку, какая она (Пушистая.) А животик где, какой он(Мягкий.) У зайчика есть лапки, покажите их. (Дети показывают лапки.). Он дрожит. Ребята наш зайка еще боится нас. Давайте скажем зайке чтобы он не боялся (читает стихотворение).Поиграем с ним.

Логоритмика «Упражнение зайка»

Вот какой забавный зайка,

Ты не бойся, побегайка!

На макушке - длинные ушки,

Пушистая спинка, мягкий животик,

А сзади у зайки- коротенький хвостик,

Тебя не будем обижать,

Будем с зайчиком играть.

- Ребята, когда к нам гости приходят, что мы делаем (угощаем гостей). Правильно. Как вы думаете, ребята, чем можем угостить нашего зайку, что он любит кушать (Ответы детей). Правильно морковку. Ребята, а мы можем помочь зайчика?

Правильно можем слепить морковку для зайчика.

  1. Лепка морковка для зайчика.

Воспитатель(показывая образец морковки) ребята посмотрите на морковку. Какая она? (длинная). Сейчас я вам покажу, как из пластилина можно сделатьморковку (показывает приемы лепки). Вот у меня получилась морковка. Но она у меня одна. Я думаю, нашему зайчику будет очень мало одной морковки, у него есть друзья и их тоже хочет угостить. Кто же мне поможет? (Ответы детей.)

После показа дети приступают к лепке морковок (воспитатель следит за выполнением работы и помогает тем, кому трудно). Готовые работы дети кладут в корзинку, чтоб угостить зайчика.

  1. Рефлексия от имени зайчика.

-Какие вы молодцы, ребята!

- И как много морковок вы сделали!

- Покормите зайчика! (Дети кормят зайку.)

Зайка поблагодарит за морковки и прощается с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по чтению художественной литературы в младшей группе «Сказка «Рукавичка»

Светлана Волобуева 
Конспект занятия по чтению художественной литературы в младшей группе «Сказка «Рукавичка»

Конспект занятия по чтению художественной литературы в младшей группе сказки «Рукавичка.»

Цель: Формирование интереса и потребности в восприятии произведения сказочного жанра.

Ход занятия:

Дети играют, воспитатель подходит к ним и спрашивает:

- Дети, я сегодня шла в детский сад шла, а по дороге вот что нашла…Что это (показываю рукавичку)

Ответы детей

- Дети, а на что мы варежку надеваем? (ответы детей). Правильно, на руку. Поэтому варежку можно еще назвать рукавичка. А вы знаете, кто потерял рукавичку? (Нет). Давайте сядем на стульчики, я вам прочитаю сказку «Рукавичка» и вы узнаете, кто ее потерял.

- Сядем дружно мы в кружок, да поговорим ладком,

Про сказку интересную, ну очень интересную…

Чтение детям сказки «Рукавичка». (с показом на фланелеграфе)

- Кто потерял рукавичку? (дедушка)

- А, вы, теряете рукавички (дети отвечают)

Пальчиковая гимнастика: «Варежка».

Маша варежку надела:

- Ой, куда, я, пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

- Поглядите- ка, нашла!

Ищешь, ищешь, не найдешь,

Здравствуй пальчик,как живешь?

Вот сколько зверей вместила рукавичка. Давайте вспомним, кто был первым. Мышка, лягушка,зайчик, лисичка, волчок, медведь. (выставляем зверей на фланелеграфе)

Какое у мышки прозвище? (Мышка поскребушка)

А как звали лягушку? (Попрыгушка)

А лисичку как звали? (Сестричка)

А волчка как звали? (Серый бочок)

А кабана как звали? (Кабан – клыкан)

А медведя как звали? (Медведюшка - батюшка)

Так они и порешили, дружно весело все жили.

Только дружные звери могут жить все вместе и не ссориться.

А, вы, ребята дружно живете в детском саду? И никогда не ссоритесь? (нет). Тогда, вы,молодцы!

 


Количество коментариев: 0