Статья: "Не забывайте те грозные годы"

 

 

Литературно-музыкальная композиция  ко Дню Победы

"Не забывайте те грозные годы"

 Воспитатель  Савельева Н.Г.

 

Цели и задачи:

  •  воспитывать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны
  •  расширить знания школьников о Великой Отечественной войне
  •  развивать познавательные способности обучающихся
  •  воспитывать бережное отношение к традициям своего народа
  •  способствовать пробуждению чувства гордости за воинские подвиги предков и воспитанию уважительного отношения к ветеранам
  •  развивать навыки общения, публичного выступления детей и творческие способности
  •  способствовать сплочению классного коллектива, укреплению дружбы между девочками и мальчиками
  •  учить детей работе в команде
  •  развивать пространственную ориентировку
  •  коррекция поведения, памяти, мышления, воображения

 Подготовительная работа с детьми

  1. Подготовить группы:

- почетного караула - Девушка-Солдат, Матрос, Солдат ВОВ 1, Солдат РА, Омоновец;

- ведущих – Ведущий, Ведущая 1, Ведущая 2;

- чтецов - 1-й чтец, 2-й чтец, 3-й чтец;

- Солдат ВОВ, которые будут участвовать в сценке «В землянке».

  1. Распределить роли, разучить реплики и приготовить костюмы для артистов.
  2. Придумать танец матросский и разучить его с мальчиками.
  3. Разучить слова песен «День Победы», «Алеша».
  4. Нарисовать плакат для оформления зала и разукрасить.
  5. Вырезать буквы для вывески и заклеить на ватман.

Оформление актового зала:

  • презентация слайдов, для показа слайдов - ноутбук, проектор и электронная доска;
  • вывеска с названием мероприятия «Не забывайте те грозные годы» и плакат с рисунком;
  • на сцене - землянка с деревянным столом, скамейками, печкой-буржуйкой с березовыми поленьями, на столе керосиновая лампа.

Музыкальное оформление:

  1. Фонограммы:
  • хора М.Глинки «Славься!»;
  • «Священная война» А. Александрова;
  • «Темная ночь» Н. Богословского;
  • «Журавли» Я. Френкеля;
  • Народной песни «Яблочко» для матросского танца;
  • «День Победы» Д. Тухманова;
  • «Хотят ли русские войны» Э. Колмановского.
  1. Видеоклипы:
  • Минута молчания;
  • День Победы.

 Ход мероприятия

     Под фонограмму хора М.Глинки «Славься!» на сцену выходят Девушка-Солдат,  Матрос и Солдат в формах военного времени, солдат Российской армии и омоновец. Затем появляются ветераны ВОВ и директор школы, который открывает концерт. (Слайд 1).    

 Девушка-Солдат.      

Ты пройди по стране —(Слайд 2).    

В каждом доме

Либо в красном углу,

Либо в старом семейном альбоме

Ты увидишь портреты хозяев

В пилотках и касках,

Ты увидишь мужчин

В гимнастерках солдатских.

 

Матрос.                             

Кто под Нарвой и Псковом,

А кто на Хасане сражался,

Кто увидел Победу,

А кто не дожил, не дождался,

Кто убит подо Ржевом,

А может, под Старою Руссой,

И кто служит сегодня —

Еще молодой и безусый.

 Солдат РА.                      

Все они, эти люди,

Что с разных глядят фотографий,

Это наши отцы, это мы,

Это — сплав боевых биографий.

 Омоновец.                     

Прошла война, прошла беда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

  Солдат ВОВ 1.              

«Сорок первый — сорок пятый!» -

Учит наша детвора.

А для бывшего солдата

 Это словно бы вчера...

 Группа военных уходит со сцены. На сцене появляются Ведущие и Чтецы. (Слайд 3).    

 

Ведущая 1.               

Ты помнишь, солдат, много весен назад

Полыхало закатами небо?
Ты шел через боль и твердил как пароль,
Как священную клятву: «Победа».
Ты помнишь, солдат, обгоревший рейхстаг,

Алый стяг, озаривший полнеба?

Ведущая 2.                

Ты помнишь друзей?

К ним на несколько дней
Опоздала в Берлине победа.
Мир помнит, солдат, много весен назад
Твое твердое слово: «Победа!»

 Фонограмма «Священная война» А. Александрова.

 1-й чтец. (Слайд 4).      Война…  (Слайд 5).   От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина — 1600. Итого 2600 километров.

 2-й чтец.    Это если считать по прямой.  Так мало, не правда ли?  2600 километров. Поездом — четверо суток, самолетом — четыре часа, а перебежками по-пластунски — четыре долгих года.

 Ведущая 2.  (Слайд 6).  Песня «Эх, дороги…»  Написана Анатолием Новиковым на стихи Льва Ошанина в 1945 году. Исполняет группа воспитателей. (Ведущие и Чтецы уходят со сцены).

 Исполнение песни «Эх, дороги…» (Слайды 7, 8, 9, 10).

На сцене появляются Ведущие и Чтецы.

Ведущая 1. (Слайд 11).   Война…   Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»

Ведущий(Слайд 12). Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.

1-й чтец.    Забыть  прошлое — значит предать  память  о  людях,  погибших  за счастье Родины. (Слайд 14).

3-й чтец.    Нет, ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя.

 

1-й чтец.   Вечная  слава  героям,  павшим  в  боях за свободу и  независимость нашей Родины!

 Фонограмма «Минута молчания».

 Ведущий.  Объявляется минута молчания. (Все встают и склоняют головы  в память о погибших).  Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.

Ведущая 1.  (Слайд 15). 1418 дней  длилась Великая  Отечественная  война. (Слайд 16).  Фашистские  варвары  разрушили  и  сожгли  свыше 70 тысяч  городов,  поселков   и  деревень нашей Родины.

 1-й чтец.    Они  разрушили  84  тысячи школ, 334 высших учебных заведения.

 2-й чтец.  (Слайд 17).  Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. (Слайд 18). Миллионы жизней советских людей унесла война. (Все уходят со сцены).

 Ведущий.      Детское  стихотворение  неизвестного  автора  в  исполнении   обучающихся  2, 3, 12 классов. (Слайд 19).

 Исполнение стихотворения. Появляется Матрос и Солдат ВОВ 2. (Слайд 20).

 Матрос.             

Нет,

Не до седин. Не до славы

Я век свой хотел бы продлить,

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить;

Прижаться к земле

И в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только

Вот эту гранату,

Злорадно поставив на взвод

Всадить ее,

Врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траве!

Прожить бы мне эти полмига,

А там я — сто лет проживу!

 Солдат ВОВ 2.  (Слайд 21).  В таком напряжении сил, на священной подмосковной земле, «где декабрьский снег замешан был землей, золой и свежей кровью», начиналась победа, которая привела нашу армию в мае 1945 года в Берлин. Но до победы было еще много дней… много смертей… (Уходят).

 На сцене под фонограмму песни «Темная ночь» Н. Богословского появляется Ведущая 2.

 Ведущая 2. (Слайд 22). Женщины-солдатки: матери, сестры, жены, любимые… (Слайд 23). Сколько лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата, мужа… Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка. (Слайд 24). А многие воевали рядом с мужчинами. (Уходит).

 Появляется Девушка-Солдат.      

 Девушка-Солдат.   

 Я ушла из детства  (Слайд 5).

В грязную теплушку,

В эшелон пехоты,

В санитарный взвод.

 Я только раз видала рукопашный.

Раз — наяву и сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы — девчата,

Похожие на парней.

 Нет, это горят не хаты —

То юность моя в огне…

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

 Инсценировка песни «В землянке». В землянку вбегает санитарка. (Слайд 26).

 Только что пришла с передовой,

 Мокрая, замерзшая и злая,

 А в землянке нету никого,

 И, конечно, печка затухает.

 Так устала - руки не поднять,

 Не до дров: согреюсь под шинелью.

 Прилегла, но слышу, что опять

По окопам наши бьют шрапнелью.

Из землянки выбегаю в ночь,

А навстречу те, кому помочь

Я должна спокойными руками. (Хочет выбежать).

 Навстречу ей входят разведчики. Один раненый. Санитарка оказывает помощь ему, а остальные рассаживаются вокруг стола и начинают заниматься своими делами: кто чистит ружье, кто пишет письмо. В это время заходит еще солдат с гармонью и начинает петь.

 Ведущая 2. (Слайд 27). Песня «В землянке». Это одна из самых популярных и человечных песен Великой Отечественной. Стихотворение было  написано  Алек-сеем Сурковым, фронтовым корреспондентом. Музыка Константина Листова. Исполняет Краснов А.А.

 Исполнение песни «В землянке». (Слайд 28).

На сцену  под фонограмму «Журавли» Я. Френкеля выходят Ведущий и Солдаты ВОВ и Матрос.

 Ведущий.  (Слайд 29). Для того чтобы отмечать подвиги защитников Родины, их воинскую доблесть и успехи в полководческом искусстве, за годы Великой Отечественной войны Советским правительством было учреждено десять орденов и двадцать одна наградная медаль. Некоторые имели по две и три степени.

 Солдат ВОВ.  (Слайд 30). 20 мая 1942 года был учрежден орден Отечественной войны 1-й и 2-й степени.  Это была первая награда, появившаяся в годы войны. Этим орденом награждали и военных, и гражданских, которые отличились в борьбе с фашистами.  Всего за подвиги в годы Великой Отечественной вой­ны этим орденом были награждены около 500 000 человек.

 Солдат ВОВ. (Слайд 31). В ходе Великой Отечественной войны были учреждены ордена, носившие имена великих русских полководцев: орден Суворова, орден Кутузова, орден Ушакова, орден Нахимова, орден Богдана Хмельницкого.  Этими орденами награждались выдающиеся советские полководцы: П.К. Жуков, А. М. Василевский, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев и другие.

 Солдат ВОВ. (Слайд 32). 8 ноября 1943 года был учрежден высший военный орден Советского Союза - орден Победы.  Рубиновую звезду ордена Победы, усыпанную бриллиантами, в годы войны получили 11 самых выдающихся советских полководцев.

  Солдат ВОВ. (Слайд 33). А самой почетной солдатской наградой был орден Славы трех степеней. Этим орденом награждались бойцы за личный подвиг в боевой обстановке. Орден Славы напоминает старинный русский солдатский орден - Георгиевский крест. Об этом сходстве напоминает знаменитая черно-оранжевая ленточка, которая получила название Георгиевской.

 Солдат ВОВ.  (Слайд 34). В годы войны были учреждены медали за оборону городов-героев Москвы, Одессы, Севастополя, Сталинграда, Киева, а также Кавказа и Советского Заполярья. За освобождение европейских городов Белграда, Варшавы, Праги. (Солдаты ВОВ уходят, а Матрос остается).

 Матрос.   А вот если вы увидите на груди ветерана такую медаль (Слайд 35), знайте, что это Герой Советского Союза. Такую медаль вручали человеку, который совершил настоящий подвиг! В годы Великой Отечественной войны более 11 000 советских людей стали Героями Советского Союза. Среди них - представители более ста национальностей! (Слайд 36).

И Чувашия занимает видное место по числу Героев Советского Союза. Более 80 уроженцев нашей республики удостоились этого высокого звания. За годы войны в нашей республике было подготовлено более 75 с половиной тысяч бойцов, в том числе 13 658 снайперов, минометчиков, пулеметчиков, истребителей танков, 11 с половиной тысяч телефонисток и радисток, более одной тысячи медсестер и около двух тысяч сандружинниц. И из них не все дождались светлого дня Победы.

 Ведущий.  На войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить, они вспоминали дом, мать, любимую, писали письма…  Любили петь и слушать музыку. (Слайд 37). В исполнении Ани Семеновой песня «Полюшко-поле» Льва Книппера.

 Исполнение песни. 

 Ведущий.  Во время затишья между боями любили танцевать… Танец матросский в исполнении обучающихся 5 класса.

 Исполнение матросского танца под фонограмму песни «Яблочко». (Слайд 39).

Ведущая 1.   

 Не только за свою страну

Солдаты гибли в ту войну,

А чтобы люди всей земли

Спокойно ночью спать могли.

 Ведущий. «Алёша» — советская песня на стихи поэта Константина Ваншенкина и музыку композитора Эдуарда Колмановского, посвящённая памятнику советскому воину-освободителю.

 Исполнение песни «Алеша». На сцене появляется ученик в роли Алеши. Ученицы 5 класса исполняют песню, во время которой другие девочки 5 класса подходят возложить цветы к «памятнику Алеше» . Все уходят.

 Ведущий.     

Весна сорок пятого года…

Как ждал тебя синий Дунай!

Народам Европы свободу

Принес жаркий солнечный май.

 Ведущая 1. Четыре огненных года прошагали наши воины, дорогами войны, приближая  победный час. И он пришел, долгожданный День Победы – 9 мая 1945 года.

1-й чтец. Знамя Победы алое — символ дружбы и счастья людей!
2-й чтец.   Знамя Победы алое — это мир для планеты людей!

Исполняется песня «День Победы» Д. Тухманова. На экране видеоклип, посвященный Дню Победы.

1-й чтец.      

Спасибо вам, ветераны,-

Солдаты минувшей войны

За ваши тяжелые раны,

За ваши тревожные сны.

2-й чтец.      

За то, что Отчизну спасли вы,

Сыновьему долгу верны,

Спасибо, родные, спасибо,

От тех, кто не знает войны!

Под фонограмму песни «Хотят ли русские войны» Э. Колмановского выходят первоклассники, в руках у них рисунки.

  1. Я нарисую яркое солнце!
  2. Я нарисую синее небо!
  3. Я нарисую свет в оконце!
  4. Я нарисую колосья хлеба!

Ведущий.    

Мы нарисуем осенние листья,

Школу, ручей, друзей беспокойных

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

 Ведущий.        

Поднимите рисунки выше,

Чтобы все их видеть могли,

Чтобы всем был слышен

Голос юных граждан земли.

 Вместе.       С Днем Победы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Классные часы: 5 класс / Авт.-сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2010.
  2. Н.А. Соколова. Вальс Победы. Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2010.
  3. Внеклассные мероприятия: 6 класс / Авт.-сост. О.Г. Черных. - М.: ВАКО, 2008.
  4. Классные часы: 2 класс / Авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2008.
  5. Классные часы: 4 класс / Авт.-сост. Н.Н. Дробинина. – М.: ВАКО, 2008.

 


Количество коментариев: 0