Статья: "Эрудит-лото (Познавательно-развлекательная программа)."

 

Эрудит-лото

(Познавательно-развлекательная программа)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Возраст детей: 8-11 лет.

Место проведения: актовый зал.

Количество участников: 15-20 человек.

Оформление зала: на плакате изображение атрибутов настольной игры лото-карточки и мешочек с бочонками. На сцене два куба со стульями для участников, журнальный столик для ведущего.

Оборудование:

-Мешочки с бочонками,

 -плакат с названиями областей знаний,

-пиратские метки с вопросами,

 -набор карточек с цифрами от 1 – 3,

 -избушка из брёвен, к которой прикреплены карточки с вопросами,

 -2 резиновые игрушки, издающие звуки,

-флаги с вопросами,

-мягкая игрушка в виде черепахи, на панцире которой прикреплены карточки с вопросами.

Предварительная подготовка: Необходимо перед проведением мероприятия выполнить домашнее задание: прочитать книгу «Незнайка и его друзья».

Ведущий: Добрый день, ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать Вас на познавательно-развлекательной программе «Эрудит-лото».

  Как вы знаете слово «эрудит» означает человека, обладающего разносторонними познаниями.

  А слово «лото» - название настольной игры, в которой используются бочонки.

  Если соединить эти два слова, то получиться новая игра, где участники двух команд будут демонстрировать свои знания в разных областях, которые имеют свой номер на бочонках. Эти бочонки будет доставать водящий. Я предлагаю выбрать водящего среди педагогов.

 -Пожалуйста!(Выход водящего)

 -Ребята, поднимите руки те, кто хотел бы принять участие в сегодняшней игре?

 -Я вижу, что желающих очень много, поэтому предлагаю ребятам, сидящим в …ряду на …месте набрать к себе в команду 4 человека по своему усмотрению. (Набор команд).

 -Команды готовы ? (Да!)

 -Что надо сделать, чтобы вы были настоящей командой? (Придумать название команды и выбрать капитана).

 -Итак, встречаем команды…, которые примут участие в первой игре.

( Аплодисменты. Команды занимают свои места )

 -Если команда побеждает в первом туре, она остаётся на своём месте, если проигрывает - набирается новая команда из зала и игра продолжается. Выигрывает та команда, которая одержит победу в последнем туре.

-Ну что ж начнём первый тур.

 Предлагаю водящему достать номер одной из областей знаний. (Достаёт)

 

 Области знаний:

1.Пираты.

2.Незнайка и его друзья.

3.Города и страны.

4.Животный и растительный мир.

5.Драконы,великаны и кое-что ещё…

Пираты.

  Ведущий: В нашем сундуке лежат пиратские метки, на них написаны вопросы.

  Каждый участник обеих команд выбирает себе метку с вопросом и пытается на него ответить. Чем больше у команды правильных ответов, тем больше шансов одержать победу в этом туре.

Вопросы:

1.Какой адрес у пиратов? (Море)

2.Любимая валюта у пиратов? (Золото, пиастры)

3.Оружие пиратов? (Сабли, пушки, кинжалы, мушкеты)

4.Домашнее животное пиратов? ( Попугай)

5.Любимый напиток пиратов? (Ром)

6.Что является конвертом для пиратской почты? (Пустая бутылка)

7.Где пираты хранят свои сокровища? (В сундуках)

8Что больше всего на свете любят пираты? (Деньги)

9.В какой книге пираты встретили старенького доктора? (Айболит)

10.Как называют пиратов в разных странах? (Корсары, каперы, приватиры, буконьеры, флибустьеры).

 

 Ведущий: Больше правильных ответов оказалось у команды…. А меньше всего у команды…. И эту команду прошу занять свои места в зале.

 (Набирается новая команда)

Ведущий: Итак, внимание! Прошу водящего достать следующий номер.

Незнайка и его друзья.

Ведущий: Каждой команде даётся набор карточек с цифрами. Я задаю вопрос и даю три варианта ответа. Вы выбираете один из них и поднимаете карточку с нужной цифрой.

 

На какой улице жили коротышки в Цветочном городе?

1.Незабудок.

2.Колокольчиков.

3.Одуванчиков.

«…В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей».

Малыши и малышки очень любили музыку, а Гусля был замечательным музыкантом. Он играл на разных инструментах. Все слушали и хвалили. Незнайка ему завидовал. Какой музыкальный инструмент предложил Гусля Незнайке?

1.Барабан.

2.Балалдайку.

3.Гармошку.

«…-Научи меня играть. Я тоже хочу быть музыкантом.

   -Учись,- согласился Гусля. -На чём ты хочешь играть?

   -А на чём легче всего научиться?

   -На балалайке.»

После того, как никто не захотел слушать Незнайкину музыку, он решил сделаться художником. Кто первым проснулся и увидел на стене свой портрет? 

1.Пончик.

2.Торопышка.

3.Доктор Пилюлькин.

«…Первый проснулся доктор Пилюлькин. Он увидел на стене портрет и стал смеяться.»

Художника из Незнайки не получилось, и он задумал сделаться поэтом и сочинять стихи. Сумел ли его учитель Цветик подобрать рифму к слову «пакля»?

1.Да.

2.Нет.

3.Может быть.

«…Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля…- Он долго борматал,потом сказал: -Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы».

Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что-то мастерить. Целый месяц они пилили, строгали, клепали, паяли и никому ничего не показывали. Что они мастерили?

1.Пылесос.

2.Автомобиль.

3.Воздушный шар.

«…а когда месяц прошёл, то оказалось, что они сделали автомобиль. Этот автомобиль работал на газированной воде с сиропом».

Сколько дней Знайка со своими друзьями делал воздушный шар?

1.Пять дней.

2.Неделю.

3.Десять дней.

«…Вот так полетели!- кричали вокруг -Вот так Знайкин шар! Целую неделю возились с ним, и он взял да и лопнул».

Синеглазка привела Незнайку на кухню. Там был умывальник. Рядом на гвозде висело полотенце, а на полочке лежало мыло и зубной порошок. Но Незнайка сказал, что терпеть не может зубной порошок, потому что он…

1.Горький.

2.Безвкусный.

3.Невкусный.

«…Вот вам щётка, вот зубной порошок. Будете чистить зубы, -сказала Синеглазка, протягивая Незнайке зубную щётку.

 - Терпеть не могу зубной порошок!- проворчал Незнайка.

 - Это почему же?

 - Невкусный!»

Через реку вёл узенький мост, похожий на длинный половичок, протянутый с одного берега реки на другой. Он был сделан из какой-то толстой и прочной материи. Из чего был сделан мост?

1.Из прутьев.

2.Из стеблей льна.

3.Из коры берёзы.

«…Этот мост сделали наши малышки,- сказала Синеглазка. – Мы плели его целый месяц из стеблей льна, а потом малыши помогли нам протянуть его над водой».

Малышки стали уважать Незнайку и говорили, что он совсем неплохой коротыш. Остальным малышам, конечно, было завидно, что хвалят Незнайку, и они тоже стали защищать малышек в цветочном городе. С кем из малышек подружился Незнайка?

1.С Медуницей.

2.С Кнопочкой.

3.С Селёдочкой.

«…Незнайка подружился с Кнопочкой, и с тех пор, если замечал, что кто-нибудь обижает малышек, он подходил и говорил:

- Ты зачем обижаешь малышек? Смотри, чтобы я этого больше не видел! Обижать малышек у нас не принято!»

Ведущий: В этом туре выигрывает команда…, потому что у неё было больше правильных ответов.

(выбор новой команды, ели это необходимо).

Ведущий: Следующие вопросы будут из области…(водящий достаёт бочонок)

Драконы, великаны и кое-что ещё…

Ведущий: Все вопросы о сказочных существах спрятаны у нас в избушке. Избушка, избушка, повернись к нам передом, а к лесу задом.

 Предлагаю представителям от каждой команды выбрать по очереди вопрос для обсуждения.

 Тот, кто выбирает карточку с вопросом, в команду не возвращается, пока одна из команд не даст ответ. Как только ответ у команд готов, необходимо сначала подать музыкальный сигнал резиновой игрушкой, и только потом ответить на заданный вопрос. (Выбирают поочерёдно вопросы)

1.Как называется чудо-зверь, с которым сражаются богатыри в русских народных сказках? (Змей Горыныч, русские былины).

2.В одной из сказок…было удивительное животное с одним туловищем и двумя головами. Как оно называлось? (Тянитолкай, К.Чуковский «Доктор Айболит»)

3.В какой сказке один великан обернулся с горяча мышкой и опомниться не успел, как его съели? («Кот в сапогах», Ш.Перро).

  1. Какое существо Баба-Яга ласково называла «бриллиантовый ты мой»? (Домовёнка Кузьку из книги Т.Александровой).

5.Назовите злодея, который свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному. (Соловей-разбойник, русские былины).

6.Как звали крысу, с которой дрался Буратино? ( Шушара, А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино).

7.Как звали спутницу Кота Базилио? (Лиса Алиса, А Толстой, «Золотой ключик»).

8.Вожак стаи волков, приютивший Маугли? (Акела, Р.Киплинг, «Маугли»).

9.Назовите маленьких человечков, взявших в плен путешественника, потерпевшего кораблекрушение. (Лилипуты, Д. Свифт, «Путешествие Лемюэля Гулливера…»).

10.Существо, которое летало с помощью нехитрого приспособления на спине. ( Карлсон, А.Линдгрен, « Три повести о Малыше и Карлосоне»).

Ведущий: Правильных ответов больше у команды…

(Подведение итогов).

Ведущий: Пришло время доставать следующий бочонок. (Водящий достаёт)

Города и страны.

Ведущий: Я попрошу вынести флаги, в которых скрыты наши вопросы. Каждая команда выбирает себе по 5 флажков и готовит ответы в течение одной минуты. По истечение времени команды задают свои вопросы команде-сопернице и сверяют её ответ со своим.

  Выигрывает та команда, которая ответила на большее количество вопросов.

Вопросы:

1.Назовите столицу Украины? (Киев)

2.Расшифруйте США, СНГ (Соединенные Штаты Америки, Союз Независимых Государств)

3.В какой области мы живём?

4.Назовите крупные реки России. ( Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Волга, Амур)

  1. В каком районе вы живёте?

6.Где родились Олимпийские игры? (В Древней Греции).

  1. Жители какой национальности проживают на Чукотке? ( Чукчи)

8.В какой стране основной пищей является рис? (Китай)

9.Назовите президента России.

10.Назовите главу администрации района.

(Подведение итогов)

Ведущий: Итак, следующая область знаний…

Животный и растительный мир.

Ведущий: Вопросы из этой области знаний принесла нам на своём панцире черепаха. Задавать вам их будет водящий, ваша задача - записать ответы в том порядке, в каком задаются  вопросы. Проверять будем ответы по листочкам. Ответы должны состоять из 1- 2 слов.

1.Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? (Майские).

2.Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка).

3.Ягоды этого растения похожи на малину, только чёрного цвета. (Ежевика).

4.Почему шиповник имеет такое название?(Имеет шипы).

5.Назовите самое большое в мире животное? (Синий кит. Длина - 33 метра, вес до 150 тонн. Такой кит тяжелее 50 слонов)  

6.Самая маленькая птица на земле? (Колибри, её ещё называют шмелем).

7.Самая высокая трава в мире? (Растение банан – это тропическая трава. Банан достигает высоты 15 метров).

8.Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? (Маскировочная окраска помогает прятаться или охотиться).

9.Эти грибы растут большими компаниями на деревьях и пнях. Назовите эти грибы? (Опята).

10.Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза? (Вороний глаз).

Общее подведение итогов. Награждение команды – победительницы. 

Ведущий: Вот и подошла к завершению наша игра «Эрудит – лото». Спасибо всем за внимание и за участие! Нам кажется, что мы смогли доставить вам несколько весёлых и познавательных минут. Хочется надеяться на новую встречу с вами, на новой увлекательной игре!

Литература:

  1. «Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр» Библиотека школьника, изд. «Феникс», 2004г.
  2. «Сухин И.Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все- все- все» - сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей. М.: Новая школа, 1994г.

 


Количество коментариев: 0