Статья: "Путешествие по реке Неве"

                                               КОНСПЕКТ

                               занятия – путешествия по реке Нева

                       с детьми старшего дошкольного возраста.

 

 

Цель: Формирование первичных представлений о малой родине и Отчизне.

Задачи:

Обучающие:

1.Расширять представления детей об истории города, его исторических достопримечательностях.

2.Уточнить знания детей:

             - что такое Нева – её начало и конец;

           -  какие представители водного транспорта ходят по Неве;

           -  чем отличается речной  от морского порта;

           - какие мосты «висят» над Невой.

Развивающие:

1.Развивать умение передавать эмоциональное отношение к образам (достопримечательностям) Санкт-Петербурга,  используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения.

  1. Продолжать развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речи.

3.Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение внимательно выслушивать ответы сверстников, доброжелательно и конструктивно  помогать им в случае затруднений.

2.Воспитывать любовь к своему родному городу.

Предварительная работа:

1.Провести виртуальную экскурсию по достопримечательностям  Санкт- Петербурга. 2.Ежедневно читать детям художественную литературу про Ленинград-Санкт-Петербург.

3.Работа с картой города.

  1. 4. Конструирование разных видов водного транспорта из бумаги ( оригами ) и вокзалов, используя тематические конструкторы “ Железнодорожный вокзал“ ,

“ Речной порт “, “ Морской порт “.

  1. Художественное творчество детей на тему «Мой любимый город»
  2. Разучивание стихотворений о Неве.
  3. Направить родителей вместе с детьми в путешествие по родному городу, предварительно разработав «Маршруты выходного дня».

 

Ход:  Воспитатель говорит детям о том, что мы все вместе отправимся в путешествие – путешествие не простое, а водное. А поплывём мы на кораблике.

Воспитатель показывает кораблик, который сделали вместе с детьми.

Воспитатель:     Был кораблик мой бумажный

                          Он по рекам проплывал,

                           Имя каждой называл.

                            Главная река…

 

Имя этой реки мы узнаем, когда решим ребус: “ Прочитай слово по первым звукам “.

Воспитатель выкладывает карточки с изображением:  ножницы,

                                                                                       ежи,

                                                                                       валенки,

                                                                                       арбуз.

                                                                                                     

 Н

 Е

В

 А

 

 

Дети решают ребус.

Воспитатель:  правильно, путешествовать будем по главной реке нашего города Неве.

Воспитатель вместе с детьми разворачивает карту-схему Невы с заранее расставленными историческими памятниками.

Воспитатель:  Как вы думаете, откуда начнёт путешествие наш кораблик?

Вместе с детьми воспитатель определяет, откуда начнётся путешествие, туда и

“ спускают ” свой корабль.

 

Дети все вместе (с движениями):

                       Вот и вышли на Неву,

                     Посмотрели на волну.

                       Удивились широте,

                       Этой праздничной реке,

                       Где дворцы глядятся в воду,

                       Где не счесть красот природы,

                       Где кружатся над волной

                       Чайки громкою толпой,

                       Эта реченька – река

                       Нам особо дорога.

 

Ребёнок:   Петербург – один на свете

                  И Неву все любят дети:

                  Многоводна, широка,

                  И, как море, глубока.

 

Ребёнок:   У красавицы Невы

                  Ожерелье из листвы,

                  Из гранитов самых лучших

                  Сшито платье на века,

                  Но совсем не белоручка

                  Знаменитая река:

                  Баржи, лодки, пароходы

                  На себе несёт Нева.

                  И в трубе водопроводной

                  Тоже плещется Нева.

 

Воспитатель предлагает выбрать из макетов “ тружеников “ речки.

Дети выбирают макеты различных кораблей, ставят (или приклеивают, или вставляют в подготовленные прорези) их на схему, сопровождая рассказом (что это за пароход, какую он выполняет работу на Неве).

Воспитатель обращает внимание на макет корабля Петровской эпохи.

Воспитатель: 

- Как вы думаете, этот корабль плавает по Неве?

- Он современный?

- В какое время мог бы  ходить этот корабль?

- Что тебе позволило сделать такой вывод?

 

Воспитатель:   - А пароходы постоянно ходят по Неве?

Дети:  нет.

Воспитатель:  - Как вы думаете, где отдыхают пароходы?

Дети :  на реке есть речной   морской вокзалы, а ещё есть причалы.

 

Работа с карточками   (карточки приготовлены для каждого ребенка, несколько карточек - запасные).

На карточке изображены различные корабли ( современные и других эпох; пассажирские и торговые , разнообразные вокзалы: речной, морской, Биржа.

Воспитатель предлагает детям стрелочками соединить пароходы с нужным ему вокзалом.

 

 

Воспитатель:  - Путешествие кораблика продолжается дальше.

Отгадайте загадку:

                                     Я – на том берегу

                                     И на этом берегу.

                                     Через речку перебраться

                                     Я тебе помогу.

                                                                  ( мост)

 

- Какие вы знаете мосты?

- Что вы знаете о них?

Дети рассказывают о выбранном ими мосте, находят иллюстрацию и ставят её на фланелеграф. Затем при помощи карточки – модели моста находят его место на

план-схеме.

Воспитатель обращает внимание на заранее выставленные (пока прикрытые) иллюстрации реки, её берегов, построек на набережной.

Воспитатель:  - Помните, в одном из стихотворений звучали следующие строки:

                                       У красавицы Невы

                                          Ожерелье из листвы.

                                          Из гранитов самых лучших

                                          Сшито платье на века…

 

Расскажите, во что одеты берега Невы?

Ответы детей. В случае затруднений воспитатель задаёт вопросы, обращаясь к иллюстрациям:

 - Что вы видите на картинках?

 - Что вы можете сказать про берега Невы?

 -  Что вы увидели такого, что позволило вам так сказать?

 - Как вы думаете, для чего так сделано?

 - Почему люди выбрали именно гранит?

 - Куда впадает Нева?

 

Воспитатель вместе с детьми продвигают кораблик к заливу.

Воспитатель:  - Вот и подошло путешествие нашего кораблика к концу.

 У нашего города много символов. Один из них  - кораблик.

 - Как вы думаете, почему кораблик стал символом  Санкт – Петербурга?

 - Ответы детей.

Ребёнок:        Расскажу тебе, родной,

                      Про кораблик золотой…

                      Тот кораблик – непростой:

                      Высоко над головой,

                      Раздувая паруса,

                      Он несётся в небесах.

                      Полетать он так мечтает!

                       Жалко, шпиль ему мешает

                       Не пуская никуда,

                       Вертит им туда – сюда.

                      Догадайся, для чего

                      Люди сделали его?

 

Ребёнок:         Чтобы помнить о морях,

                        Да о славных кораблях:

                        Тех, кто много воевали

                        И победы одержали:

                         И о тех, что груз везут

                        В ближний и далёкий путь:

                        И о старых моряках -

                        Будет слава им в веках!

 

Итог.

 

Воспитатель:  - Вот какое красивое панно о Неве у нас получилось!

Вместе с детьми выбрать в группе место и повесить его.

 

Воспитатель: - Дети, а давайте сочиним и сделаем книгу о Санкт – Петербурге и о Неве.

В ней будет много страничек: и рисунки, и стихи, и рассказы.

А карточки, с которыми вы сегодня работали, будут первыми страничками книги.

 Вы на занятии  читали много стихов – я напечатала их, из них мы тоже сделаем страницы нашей книги.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

Городское  путешествие.

Цель:

  1. Дать возможность ощутить эмоциональную атмосферу прогулок по набережной в кругу семьи.
  2. Собрать материал для групповой книги о Санкт – Петербурге и Неве.

 

 

                                     Уважаемые родители!

 

Приглашаем Вас в кругу своей семьи прогуляться по нашему прекрасному городу, по набережной красавицы – реки Невы; собрать впечатления для нашей книги.

 

Приглашаем Вас доехать до станции метро “ Гостиный двор “, выйти на Михайловскую улицу. Вы окажетесь около Думы, на Невском проспекте.

Дойдите до Дворцовой площади, пройдите по ней, полюбуйтесь достопримечательностями. Обратите внимание на Александрийский столп, на здание Главного штаба, пройдите около Зимнего дворца, выйдите на набережную и пройдите в сторону Летнего сада.

Обратите внимание на гранитные берега, а корабли, которые ходят по Неве, на причалы.

 

Спросите детей:

 - Какого цвета вода в Неве?

 - Как украсили люди реку?

 - Какие пароходы ходят по Неве?

 - Когда пароходы возвращаются из рейса, куда они причаливают?

 

Если позволяет погода, прокатитесь всей семьёй на прогулочном теплоходе.

Стоя на набережной  или палубе теплохода, поиграйте в игру “ Кто больше назовёт красивых слов о Неве? “

Правила игры:    участники по очереди называют красивое слово о реке. Выигрывает тот, кто больше их придумает. Повторы не засчитываются.

Домашнее задание:  нарисовать, сочинить стихотворение или рассказ о путешествии по Неве, создать коллаж впечатлений и принести в детский сад.

В детском саду:  все работы собираются, дети делятся своими впечатлениями.

В совместной деятельности собрать все странички в книгу, оформить обложку.

 

Автор:Л.А.Губарь,методист


Количество коментариев: 0