Статья: "Знай, люби и охраняй родной край!"

Конспект экологической викторины с детьми подготовительной к школе группы «Знай, люби и охраняй родной край!»

Цель: расширять знания детей о растительном и животном мире своего края.
Задачи:

Образовательные: 
- способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах;
- закрепить правила поведения в природе.
Развивающие:

 - развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, память, связную речь, внимание, любознательность, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательные:

 - воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края, умение вести себя в лесу.
Материалы и оборудование:  кусок ткани голубого цвета, вторичное сырьё, корзинки, ракушки, шишка, презентация «Правила поведения в лесу».
Предварительная работа: беседы о природе родного края, рассматривание иллюстраций растительного мира, диких животных своего края, загадывание загадок, чтение произведений, просмотр презентаций о животных и растениях  Самарской области.

Ход викторины

Ведущий:
- Сегодня к нам на игру спешат знатоки природы. Давайте встретим их и поприветствуем дружными аплодисментами.
- Ребята, сегодня мы с вами будем беседовать о животных и растениях нашего замечательного Самарского края и вспомним, как нужно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. 

(Звучит музыка, входит Водяной).
Водяной: Чего это расшумелись здесь?
Ведущий: Ой, кто вы такой?
Водяной: А кто такой я не скажу, вы догадайтесь сами.
В воде, водице я сижу, и не один, с друзьями.
Догадались? Я – красавец водяной.
- Много лет я в реченьке живу, но терпеть я больше не могу. Засорили, замутили всю водицу, разве будет в речке кто водиться? На дне моём бутылки, и рваные ботинки, бумага, тряпки, склянки, консервные банки. Гибнут растения, раки, рыбёшки, помогите друзья мне немножко.
Ведущий: Ну, конечно, мы тебе поможем.

Водяной. Какие же недобрые люди набросали в речку столько мусора! Сейчас мы выберем тебе помощников (по 3 человека)

Игра: «Очисти речку от мусора»

Водяной: Спасибо, вам за помощь.  А ещё я  приготовил для вас загадку. Разгадав её, вы узнаете, кто мои  друзья.
«Любим жить в прозрачных водах, каждый день в урочный час,
Возле берега охотно рыболовы кормят нас» (рыба)
- А насколько хорошо вы знаете моих  друзей, мы сейчас проверим.
Ребята, вы  должны вспомнить и назвать рыб, живущих в наших реках и озёрах. А жюри подсчитает, кто даст больше правильных ответов.

Игра: « Назови рыбок» (карась, лещ, щука, окунь, сорожка, судак, сом, ёрш, язь, налим, толстолобик, сазан, карп, линь, краснопёрка, густера, сапа, жерех, чехонь).

(за каждый правильный ответ Водяной даёт ракушку)
Водяной: Спасибо, дети. Вижу, что вы растёте добрыми и умными.

 Со всех концов разносится «Ау».
Ведущий: Играет кто здесь в прятки, не знаете, ребятки?
(выходит дядюшка «Ау»)
Дядюшка Ау: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки.
Я – дядюшка Ау, живу всегда в лесу.
Спросить у вас хочу, зачем в лесу кричат Ау?

Дети: чтобы не заблудиться.
Правильно, а поиграть со мной хотите? Я  приготовил для вас игру  «Выбери правильный ответ».

 

  1. Зачем зайцу большие уши?

чтобы лучше слышать,

чтобы не перегреться,

для торможения на поворотах.

(Ушами заяц потеет, каждый  1 кв. см уха излучает до 10  калорий тепла в час, в жару они отводят часть тепла).

  1. Почему дрожит мышка?

потому что боится кошки,

чтобы согреться,

чтобы проветрить шкурку.

(Подрожит мышка, постучит  зубками и запустит на полную мощность свою отопительную  систему).

  1. Что крот делает зимой?

спит;

трудится так же, как и летом;

трудится, но не так как летом.

(Крот зимой копается в снегу;  в промерзлой земле туннель  не пробьешь, вот он и делает  обход по снегу для вентиляции).

  1. Зачем бобры валят деревья?

чтобы построить плотину,

чтобы запасти на зиму дров,

точат зубы.

Дядюшка Ау:  Молодцы, смотрю, что животных, которые живут в моём лесу, вы знаете хорошо. А вот, знаете ли вы так же хорошо и птиц. Игра «Лесные заморочки».

 

Его называют лесным доктором за то, что он «лечит» деревья – вытаскивает из –под коры вредных насекомых и личинок. (Дятел).

 Все у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, крест – накрест, и птенцов она выводит не летом, а зимой (клест)

 Эта птица – настоящий акробат: только она может бегать по стволу дерева и вверх и вниз головой (поползень).

 Эту птицу увидишь у нас только зимой – прилетает к нам зимовать с севера (узнаешь ее по красивому оперению, большому хохолку и резкому громкому голосу) (свиристель).

Эти птицы прилетают к нам зимой, когда выпадает снег. И на белом фоне хорошо видны красногрудые самцы и серые самочки (снегирь).

Про эту птицу говорят, что она тащит всё, что блестит (сорока).

 

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете птиц, которые обитают в нашем крае. Но что-то мы засиделись. Сейчас устроим небольшую разминку «На водопой».

Жарким днем лесной тропой                  Дети идут по кругу друг за другом.

Звери шли на водопой.           

За мамой-лосихой топал лосёнок,          Идут, громко топая.   

За мамой-лисицей крался лисёнок,        Идут крадучись.

За мамой-ежихой катился ежонок,        Передвигаются в глубоком приседе.

За мамой-медведицей шёл                      Идут вперевалочку.

Медвежонок, 

За мамою-белкой скакали бельчата,      Скачут на носочках, согнув руки

                                                                   перед грудью.

За мамой-зайчихой – косые зайчата,     Скачут, сделав «ушки» из ладоней.

Волчица вела за собою волчат.               Идут на четвереньках.

Все мамы и дети напиться хотят.           Останавливаются.  

Водяной: Размялись, продолжаем дальше, играем в игру «Ответь быстро на вопросы».

Белобокая птица. (Сорока)

Какое растение может обжечь? (Крапива)

Новогоднее дерево. (Ель)

Время года, когда просыпается природа? (Весна)

Лошадь в тельняшке. (Зебра)

Кто является санитаром леса? (Волк)

Дикий родственник свиньи. (Кабан)

Как называется домашний родственник зайца? (кролик)

Как называется жилище медведя, белки? (Берлога, гайно)

Делают ли запасы зайцы? (Нет)

Красногрудая птица. (Снегирь)

Какой цветок без листьев цветёт? (Мать- мачеха)

Дядюшка АУ: Следующее задание «Отгадай загадку, напиши и нарисуй ответ».  Два ребёнка выкладывают ответ из букв, а другие два рисуют этих животных на мольберте:

 

У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней? (Лиса)

 

В гору бегом

С горы кувырком. (Заяц)

 Дядюшка Ау: пока ребята выполняют задание, вы ответите на мои весёлые вопросы:

Помогу всем, у кого сломался будильник! (Петух)

Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж)

Я самая обаятельная и привлекательная. Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! Настоятельно прошу: называть по имени и отчеству! Патрикеевной не называть! (Лиса)

Что-то очень скучно одному выть на луну. (Волк)

Тому, кто найдет мой хвост: оставьте себе на память. Я успешно рощу новый! (Ящерица)

Дядюшка Ау: Ай да, молодцы! Спасибо вам! Я рад, что вы любите и бережёте природу. Вот вам подарок от меня (даёт шишку).  Только шишка у меня не простая, а с сюрпризом. Я там спрятал фильм  для вас о правилах поведения в лесу.

Показ презентации «Правила поведения в лесу».
Ведущий: Вот и завершилась наша игра.
А вам я желаю не унывать, ведь главное - это хотеть всё знать!


Количество коментариев: 0