Статья: "Пальчиковые игры"

 

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста 1- 3 года.

 

     Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и начинает говорить.

     Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Моторика рук стимулирует процесс речевого и умственного развития ребенка. Поэтому начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Почему мы развиваем мелкую моторику рук у детей и делаем на ней акцент большой. Потому что у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие. Сейчас обувь и одежда у детей почти вся на липучках и молниях, рукоделием мало кто занимается, а уборку по дому и разную работу выполняет техника. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на моторике рук. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. А так же и в России многие ученые такие как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Г. Лурия, писали о взаимосвязи моторики с речевым и умственным развитием. В.А. Сухомлимский говорил: Ум ребенка находиться на кончиках пальцев».

     Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить ежедневно и систематически.  В нашей группе мы используем специальные игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша и развивать движения рук и пальцев.

В ходе этих игр развиваются следующие движения:

- хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно ( правильно определяет место предмета в пространстве направление и расстояние) , учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие – двумя руками);

- соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек – пирамид, матрешек и др;

- подражание движениям рук взрослого; это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

- движения кистей и пальцев рук.

     Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворительное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Подобные упражнения можно проводить в перерывах между основными занятиями, во время игр в помещении или на прогулке либо использовать в качестве разминок на занятиях. Дети очень любят эти игры и отзываются на них. Особенно в раннем возрасте мы делаем упор на такие игры как пальчиковые, теневой театр, массаж рук и игры различными предметами и материалами. На своем опыте хочу вам предложить примеры несколько игр, которые наши дети больше предпочитали.

  1. Пальчиковые игры.

Цели и задачи:

- развитие согласованных движений обеих рук.

- развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

- развитие внимания.

Методы обучения

- показ действий

-действия руками ребенка

- самостоятельные действия ребенка

Игра « Ежик»

Ежик маленький замерз, (руки сделать в замок и пальцы прижать)

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело, (руки в замке, выпрямить пальцы)

Ежик развернулся!

Игра « Капустный салатик»

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

Игра « Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

     И  другие есть такие как «Ветер», «Апельсин», у «Оленя дом большой», их очень большое количество пальчиковых игр и можно всегда даже подобрать тематику к основным занятиям.

  1. Теневой театр.

Цели и задачи:

- развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

-развитие согласованных движений обеих рук.

Материалы

Настольная лампа.

Методы обучения

- показ действий.

-действие руками ребенка.

     Дети показывают разные фигуры, такие как: « дерево, зайчик, коза, птица, гусь, собака, паучок и т.д.». Когда научаться хорошо делать фигуры, мы придумывали с детьми разные истории и сказки.

  1. Массаж рук

Цель и задачи

      - развитие силы

     - предоставление ребенку разнообразных тактильных ощущений.

     Материалы

     Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с    использованием различных предметов: карандаши, шарики из разных материалов и поверхностей.

     Игры « Крутись, карандаш», «Не боюсь колючек», «Непослушные шарики» и другие. Если делать такой массаж ежедневно, уже через несколько месяцев можно увидеть благоприятный результат: руки перестанут быть мягкими, они, словно, наполнятся силой. Массаж очень простой и даже самостоятельно потом ребенок может его делать.

  1. Игры с различными предметами и материалами

     Цели и задачи

- развитие хватания

- развитие согласованных движений обеих рук

- развитие точных движений

- формирование ручных умений

- развитие осязания

- развитие мышления и воображения

Материалы

Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.

Методы обучения

- показ действий

- действия руками ребенка

- поэтапная словесная инструкция

     Самые простые и распространенные игры для раннего возраста такие как, « Прячем ручки», «Спрячь в ладошке», «Ветерок», «Ямки», «Найди предмет» (в крупе, песке), «Бумажные снежки» и другие. Так же можно обыграть разные игры в течения дня «Сделай бусы кукле», «Накорми игрушку», «Мозаика», и т.д.

     Таким образом, я убедилась, что в ходе работы с детьми по развитию мелкой моторики рук, навыки детей стали более совершенными. Кисть руки приобрела гибкость, уменьшилась скованность движений и стали более координированными. Можно отметить тот факт, что работа по развитию мелкой моторики положительно повлияла на речь детей. Большинство ребят стали лучше проговаривать слова и четче произносить звуки.  

Литература

  1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М, 2000.
  2. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). - М.: Просвещение, 1974. - С. 12-25.
  3. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.
  4. Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - №1. - С. 50-53.
  5. Крaсильникoвa Н.A. Игры для рaзвития мeлкoй мoтoрики у дeтeй с тяжeлыми нaрушeниями рeчи. - М.: Владос, 2011. - 237 с.
  6. Плутaeвa E. Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 2-4 лeт // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - № 3. - С. 28-35
  7. Рожков О.П., Дворова И.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 226 с.
  8. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: ЭКСМО, 2010. - 234 с.
  9. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2007. - 194 с.
  10. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). –М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 56 с.м

Количество коментариев: 0