Статья: ""Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей""

Влияние пальчиковых игр на речь детей.

  • Пальчиковый театр

Последовательность усложнения

постановок для пальчикового театра

представлена в его

видах.

1. Театр «топотушек» - разновидность

пальчикового театра, в котором

пальчиковые куклы

надеваются на детские пальчики,

совершающие «топающие» движение по

горизонтальной

поверхности (стол, лист бумаги и т.д.).

Театр «топотушек» целесообразно

использовать в работе с младшими

дошкольниками.

Дети учатся выполнять движения

указательным и средним пальчиками.

Работа

осуществляется только с одной рукой.2. Перчаточный театр, в котором

разыгрываемые пьесы осуществляются с

помощью

перчаточных кукол. Перчаточный театр

также уместно включать в работу с детьми

младшего дошкольного возраста. В

рамках работы решаются задачи на

координацию

движений пальцев рук, осуществляется

работа по развитию движений всех

пальчиков,

умений совершать различные движения

(делать пальцы веером, сжимать в кулак,

собирать

в щепоть, прижимать к ладони большой

палец, совершать вращательные

движения

кистью руки, сжимать и разжимать

пальцы в кулак).

3. Театр пальчиков – собственнорассматриваемый в данном исследовании

пальчиковый

театр, в котором театральный сюжет

разыгрывается посредством пальчиковых

кукол.

Театр пальчиков также возможно

использовать в работе с младшими

дошкольниками, но

только с теми, у которых хорошо развиты

такие показатели как кинетический и

кинестетический праксис, динамический

аспект движений и зрительно-моторная

координация.

4. Теневой театр – очень яркий и

зрелищный вид пальчикового театра, в

котором

движения рук человека, находящегося за

ширмой с источником света, создают

причудливые изображения.

Целесообразно использовать в работе сосредними и

старшими дошкольниками. У младших

дошкольников еще недостаточно развиты

умения

координировать, синхронизировать и

последовательно выполнять движения

обеими

руками, задействуя как пальчики, так и

кисти рук.

5. Театр марионеток или театр низовых

кукол, представляет собой более сложную

разновидность пальчикового театра.

Куклы-марионетки управляются

кукловодом, в руках которого находятся

специальные нити, с помощью которых

осуществляется управлением

движением кукол. Самый сложный вид

театра, который применяется в работе со

старшими детьми и дошкольниками

подготовительной группы.Знакомить детей с пальчиковым театром

можно с 3 лет. Воспитатели показывают

детям

небольшие спектакли, используя для этой

цели различные виды театров: хорошо

всем

знакомый театр картинок (фланелеграф),

театр петрушек, в котором заняты

перчаточные

куклы. С большим удовольствием следят

дети за движущимися на ярко

освещённом

экране фигурами. В театре теней сначала

исполнители – взрослые, потом, дети

непременно хотят попробовать роль

актеров. С детьми разучиваются

различные

изображения птиц, животных, и др.

персонажей путем складывания

определеннымобразом пальцев. К концу года дети,

накопив определённый опыт, пытаются

самостоятельно участвовать в

пальчиковом представлении. Это

стремление необходимо

поддерживать, развивать и укреплять.

Интересный материал для занятий

пальчиковыми играми представлен в

книге А.Е. Белой

«Пальчиковые игры» , в которую

включены игры для развития мелкой

моторики

пальцев рук ребенка. Это занятия с

пластилином, бумагой, крупой,

природными

материалами, нитками,

конструированием и др.

Составление фигурок из счетных палочек

также может быть отнесено к

разновидностипальчиковых игр, которые включаются в

содержание работы по математическому

развитию детей.

Пальчиковые игры со стихами

способствуют развитию мелкой моторики,

а также речи,

памяти, внимания, мимики детей и учат

общению.

Пальчиковые игры легко включаются в

структуру режимных моментов в ДОУ. Их

можно

использовать во время умывания,

одевания и раздевания, в различных

видах деятельности

(изобразительной, математической,

трудовой). Перед обедом, когда дети

ожидают

приглашение к столу. Детям очень

нравится показывать «театр в руке»: «На

солнечнойполяне стоит домик. В нем живет кошка.

Она любит сидеть на своем стуле за

столом. Но

вдруг появилась мышка. Кошка побежала

за ней. Мышка прыгнула на пароход, а

кошка

села в лодку. Приплыли они в густой лес, в

котором растут зеленые, пушистые ели...

(дети

сопровождают текст движениями рук и

пальцев). На прогулке при плюсовой

температуре

можно после наблюдения за живыми и

неживыми объектами детям предложить с

помощью пальцев рук изобразить: дом,

скворечник, кошку, собаку, цепочку,

дерево и др.

Таким образом, организованные

движения пальцев рук, активность

пальцевдействительно обладают широким

спектром возможностей не только для

развития самой

мелкой моторики, но и для развития

психических функций: сенсорных и

речевых. Для

развития мелкой моторики используются

пальчиковая гимнастика и пальчиковый

массаж,

но лучше, если активность пальцев

ребенка будет представлена в структуре

игры, где

игровые действия происходят в мнимой,

воображаемой ситуации и обязательно

происходит построение какого-либо

образа, который ребенок будет брать на

себя, либо

будет режиссировать.


Количество комментариев: 0