Статья: "Использование светового песочного стола для развития речи детей"

Использование светового песочного планшета для развития речи детей.

        Световой стол – больше, чем просто модная игрушка. Это универсальная развивающая система, которая стимулирует творческие и интеллектуальные способности детей. Польза от рисования песком подтверждена практикой. Развитие происходит в полном соответствии со знаменитыми принципами Монтессори, направленными на воспитание гармоничной личности.

        Игра с песком увлекает и раскрывает творческий потенциал ребенка. Однако взрослые часто волнуются за чистоту в доме – песок легко раскидать. Но только не в случае, когда игра протекает на специальном световом столе с подсветкой поверхности. Стол оснащен высокими бортиками, которые исключают попадание песка на пол. В играх используется кварцевый и кинетический песок. Кинетический можно намочить, чтобы он сохранял форму.

        Когда играть надоело, достаточно прикрыть игровую поверхность, и световой стол превратится в парту. Его используют для различных занятий – от рисования и писания на грифельной доске до настольных игр. Время идет, и ребенок растет. Телескопические ножки стола предназначены для управления высотой поверхности. Если детей несколько, можно настроить систему под самого маленького.

        В рисовании песком скрыта польза для детей разных возрастов – многое зависит от сложности игр. Песок открывает немало возможностей – от обычных картин до песочной анимации. Песочная анимация – настоящее искусство. С помощью обычного песка и поверхности с подсветкой создаются мультипликационные сюжеты. Используется такой вид анимации и для “живого” зала.

        Анимация требует высокой скорости работы художника, точности движений, безупречной координации. Шедевры из сыпучего материала – результат опыта. У ребенка, который долго занимался на световом столе, все получится.

        Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека своей способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.

        Во - первых, игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов.

        Во - вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».

        В - третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

        В - четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

В работе со световым столом используются различные формы работы:

  1. Сюжетные игры.
  2. Игры – забавы.
  3. Дидактические игры – упражнения.
  4. Рассказывание сказок.
  5. Рисование песком.

Игры с песочным световым столом  направлены на коррекцию следующих речевых параметров:

- звукопроизносительной стороны речи;

- лексического развития;

- грамматического строя речи;

- слоговой структуры слова;

- фонематического слуха и восприятия;

- развитие связной речи;

- навыкам звукового анализа

Автоматизация звуков в стихотворной речи

Рисуя спираль или дорожку на песке ребенок, может произносить стихотворение

 «Улиточка»

У улитки, крошки,

Подрастают рожки.

Научу ее ходить,

Если будут ножки.

Описание: Продвигаясь вперед,  «улитка» оставляет за собой дорожку.

«Человек»

Топ-топ, топают ножки.

Мальчик ходит по дорожке.

Описание: указательный и средний пальцы правой (левой) руки «ходят» по оргстеклу.

«Дождик»

Дождик, дождик, полно лить,

Малых детушек мочить.

Описание: указательным пальцем делать «мазки» на песке.

«Жук»

Я веселый Майский жук,

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

И зовут меня Жу-жу …

Описание: указательный палец «выписывает»  на песке завитки.

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Всех я вас приветствую

Описание:  нарисовать на песке солнышко.

Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра «Звуковые домики»

Описание: подобрать из набора предметов или картинок только те, в названии которых есть заданный звук и построить для него домик. Также можно поиграть в игру «Бассейн» в ходе, которой дети находят картинки, называют соответствующий звук, рисуют на песке, обводят картинки в кружок.

Развитие мелкой моторики.

 Реализуя данную задачу, ребенок может выполнять различные скользящие движения руками, ребром ладони, пальцем, нажимать и гладить песок, создавать различные направления движений, прямые, кругообразные, зигзагообразные, создавать рисунки и узоры на песке, имитировать шаги пальчиками и т. д.

Совершенствование лексико-грамматических категорий.

Работая над данной задачей, логопед может предложить ребенку следующие игры:

«Один - много» – закрепление формы множественного числа имён существительных;

«Что без чего?» – формирование навыка образования существительных родительного падежа;

«Скажи какой, какая, какое?» – формирование навыка словообразования (относительных прилагательных: сок из яблок - яблочный);

«Весёлый счёт» – закрепление умения согласования числительных с существительными;

«Назови ласково» – формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных существительных.

«Чья голова?» (образование притяжательных прилагательных от существительных).

«Кто кем был?» (закрепление падежных окончаний)

Мы конечно, не забыли,

Кем ещё вчера мы были.

цыплёнок – яйцом;

лошадь – жеребёнком;

корова – теленком;

дуб – жёлудем;

рыба – икринкой.

 

«Кто кем будет?» (закрепление падежных окончаний)

яйцо – цыплёнком, змеёй, крокодилом, черепахой;

мальчик – мужчиной;

гусеница – бабочкой;

головастик – лягушкой.

«Чего не стало?» (закрепление падежных окончаний)

Описание: ребенку предлагается отыскать в «бассейне» с песком картинки, выложить их на планшет, или обвести картинку в кружок. Можно предложить подуть  в трубочку и найти под  слоем песка картинки. Так же можно упражнять детей в употреблении приставочных глаголов  и предложно- падежных конструкций.

 Сюжетные  игры так любимы нашими детьми. Множество игр можно использовать, это «Семья», «Крестьянский двор», «Джунгли», «Рыбки» и т.д. В ходе сюжетно-ролевых игр  также можно отрабатывать все грамматические категории.


Количество комментариев: 0