Статья: "Роль дидактической игры в развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра. Игра доставляет радость и удовольствие ребенку. Однако не меньшее значение имеет то, что игра является источником умственного, речевого развития. С ее помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребенком знаний, необходимых для учебы в школе и дальнейшей жизни

Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и, прежде всего в форме игры, которая является ведущим видом их   деятельности.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. В процессе игр идет совершенствование психологических познавательных процессов и способностей. Познавательные способности - это те психологические качества, которые определяют быстроту и прочность усвоения новых умений, возможностей их использования для решения разнообразных практических и мыслительных задач.

В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных не игровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Ребенок незаметно для себя выполняет большое число упражнений, действий, тренируется в счете, сравнивает множества, группирует, и т.п. Одновременно идет развитие восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения.

Игры, направленные на развитие моторики рук и пальцев, имеют значение для развития внимания, мелкой моторики, мышления и других психических процессов, ориентировки детей на свойства предметов и игрушек. «Поймай рыбку», «Кто скорее свернет ленту», «Шнуровки», «Собери игрушку сам», игры с кольцебросами и бильбоке. В процессе их  использования происходит развитие интереса к игровой деятельности, установление контакта взрослого с ребенком, взаимодействие детей между собой.

Целью игр и упражнений по развитию восприятия является усвоение детьми представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов. «Цветные коврики», «Пирамиды», «Флажки», «Что желтое, зеленое, синее, красное?», «Цветные картинки», «Шары и гномики», «Форма и цвет», «Бусы», « Три медведя», «Длинное - короткое» и др.  В процессе их использования, дети учатся выделять свойства предметов, соотносить их между собой, знакомятся с сенсорными эталонами, учатся ориентировке в окружающем пространстве, в плане-схеме, в частях собственного тела. Помимо зрительного развивается тактильно-двигательное восприятие: дети учатся различать на ощупь предметы различной величины, структурной, текстурной и температурной поверхности.

Игры, направленные на развитие внимания, формируют у дошкольника умение сосредотачиваться на определенных сторонах предметов и явлений, способствуют переходу от непроизвольного к произвольному вниманию. «Найди половинку», «Узнай по контуру», «Прятки с игрушками», «Послушай и запомни», «Подбери слово» и др. В процессе их использования дети учатся запоминать изображения предметов, их внешние признаки и названия, узнавать их после отсрочки, находить местоположение в пространстве, видеть разницу в деталях при сопоставлении.

При использовании игр на развитие мышления и воображения дети учатся анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходное и отличное, распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними. «Волшебные картинки», «Поможем художнику», «Две собаки» и др. В процессе использования игр происходит овладение тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и элементами логического. Игры на мышление и воображение  также направлены на развитие творческих способностей детей: использование символов и предметов-заместителей, создание новых образов по геометрическим формам или схемам и т.д.

Игры на развитие речи направлены на формирование словаря, работе над значениями слов и выражений, активизации словаря в разных видах речевой деятельности; формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной: «Карусель», «Семья», «Мишкин дом», «Поле чудес», «Шкаф с вещами», «Найди маску животного».

Таким образом, дидактическая игра позволяет индивидуализировать работу, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка.

Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием внимания, памяти и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщения.

Игры служат подготовительной ступенью к развитию интеллектуальной деятельности, оказывают благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, мелкой моторики. Через игру дети получают развитие интеллектуальных процессов, как память, мышление, воображение. Эти высшие чувства находят в играх благодатную почву для своего развития.

 


Количество комментариев: 0