Статья: "Рекомендации по патриотическому воспитанию дошкольников"

Рекомендации по патриотическому воспитанию дошкольников

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов являетсявоспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Основные задачи: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране к природе родного края; к культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей.

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольноговозраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.

Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые сильнодействующие факторы воспитания.

Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы:

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 г.»;

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Закон Российской Федерации «О днях воинской славы России»;

- Закон «об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;

- Закон «об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются задачи:

1. Задачи эстетического и нравственного воспитания.

Самое существенное в воспитании нравственных чувств - это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.

2. Задачи физического воспитания.

Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно- патриотическим содержанием).

3. Задачи трудового воспитания.

Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю. Труд дошкольников невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности.

Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережного отношения к общественному добру, к природе родного края. Чтобы дошкольник понял значение результатов человеческого труда, ему нужно рассказывать и показывать, например, как выращивать хлеб, но ещё в большей степени он осознаёт необходимость бережного отношения к хлебу, если вырастит его сам. На огороде дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницей, вырастить её, собрать урожай, испечь хлеб, конечно, с помощью взрослых.

4. Формирование бережного отношения к природе.

Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов и овощей и т. д.) сочеталось с воспитанием любви к родному посёлку, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству.

Методы работы

- Целевые прогулки и экскурсии.

- Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике посёлка, улицы и т. д.

- Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

- Беседы о родном городе (посёлке)

Использование иллюстраций, презентаций, фильмов, детских произведений (их рассматривание и обсуждение).

- Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

- Ознакомление с произведениями народного творчества (роспись, вышивка и тд)

- Обогащение и стимулирование детского творчества.

- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

- Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.

Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать дошкольникам о подвигах воинов; устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войн, героев труда.

Родителям

Если ребёнок в детстве испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным, подвигом, он приобрёл эмоциональный опыт. Тем самым будут проторены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живёт, детского сада.

Обращайте внимание ребёнка на красоту родного города (посёлка)

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребёнком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор.

Учите ребёнка правильно оценивать свои поступки и поступки других.

Читайте ему книги о родине, её героях, о традициях, культуре своего народа.

Поощряйте ребёнка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.


Количество коментариев: 0