Статья: "«Мини-музей в образовательном пространстве как инновационная форма работы с детьми и родителями»"

«Мини-музей в образовательном пространстве как инновационная форма работы с детьми и родителями»

В настоящее время в каждой дошкольной образовательной организации идет интенсивное обновление педагогического процесса, происходят инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ и технологий, получением нового статуса, поиском эффективных моделей организации образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы семьи.

ФГОС ДО делает приоритеты на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. Совместная деятельность взрослого и детей - не только этап в развитии любого вида детской деятельности, но и особая система взаимоотношений и взаимодействия, наличие партнёрской позиции взрослого и партнёрской формы организации образовательного процесса. На сегодняшний день для многих дошкольных учреждений остаётся актуальным поиск новых форм работы с детьми и с родителями, широко внедряются программно-методические модели развития личности ребёнка, требующие единства и согласия воспитательно-образовательных воздействий взрослых. Одна из форм создания единого образовательного пространства – создание мини-музеев в ДОУ, так как музей не только удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей, но и способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.

 Поэтому музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию, дающую прекрасную возможность по установлению и укреплению взаимодействия в системе «детский сад, семья, ребёнок».

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды ДОО. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Поэтому мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Ведь дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Музей выступает как часть образовательного процесса:

- является действительным модулем развивающей предметно - пространственной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

-способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

-помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями воспитанников.

Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Каждый мини-музей - это познавательный и воспитательный центр, а самое главное, результат творческой, совместной работы, ведь дети и родители участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты, пополняя фонд мини – музея.  Кроме того, многие семьи путешествуют и привозят экспонаты, отражающие особенности культуры, традиций разных местностей. В результате такой работы дошкольники и родители чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп - проводить экскурсии для младших, пополнять экспозиции своими рисунками.

Каждый мини-музей - результат общения, совместной деятельности воспитателя, детей и их семей. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание мини-музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.

Список используемой литературы:

  1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания: Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
  2. Киселева Л.С., Данилина Т.Н. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: (Пособие для руководителей и практических работников ДОУ) М.: АРКТИ, 2006.
  3. Рыжова Н,А., Логинова Л. В., Данюкова А.И., «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008.
  4. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. - Ижевск: ассоциация «Научная книга», 2007.
  5. Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание — 2007. — № 10.

 


Количество коментариев: 0