Статья: "Гениальность родом из Детства"

Каждого ответственного родителя рано или поздно волнует вопрос о способностях своего ребенка. Думать об этом никогда не рано, но, к сожалению, иногда бывает слишком поздно. Могу на основании 16-ти летнего опыта работы утверждать, что нет неспособных детей, но есть детки, чьи способности развить уже труднее, потому что упущено время. Замечательный отец и ученый Б.Н.Никитин считает, что огромные резервы способностей, мы сейчас хороним в дошкольном и младшем школьном возрасте.

В психологии два подхода к рассмотрению вопроса о способностях человека: наследственность и воздействие окружающей среды. Исследования большинства отечественных специалистов и ряда западных доказывают, что в формировании умственных способностей важнейшую роль играет среда.

По мере продвижения по возрастным ступеням возникают и сменяют друг друга так называемые сенситивные периоды. В эти возрастные периоды обнаруживаются особенно благоприятные предпосылки для развития психики и способностей в тех или других направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. Это угасание возможностей  развития - необратимый процесс!

Наиболее известный пример сенситивного периода: годы овладения ребенком речью, когда за короткие сроки легко и непринужденно происходит усвоение сложнейших языковых форм. Если приобщение к языку происходит не в эти ранние годы, то речевое развитие крайне затрудняется или становится невозможным (феномен маугли). Если же у ребенка будет возможность разговаривать на нескольких языках, он безо всяких усилий овладеет ими. Только определенный возраст  наиболее подходит для такой умственной работы. Вдумайтесь в слова Глена Домана, руководителя «Института развития человеческого потенциала»: все дети являются лингвистическими гениями. Итак, все младенцы обладают невероятными способностями к языкам. Это настоящее чудо, которое мы воспринимаем как должное. Понимать язык и говорить на нем - чрезвычайно трудная задача. Все дети в возрасте двух лет изучают иностранный язык. Способности к изучению языков - врожденная функция человеческого мозга.

 Дети, моложе 5-ти лет, могут выучить столько иностранных языков, сколько им дадут выучить, если будет интересно и весело. Чем больше информации усваивает ребенок моложе 5-ти лет, тем больше остается в его памяти. Дети, моложе 5-ти лет, буквально переполнены жизненной энергией, обладают огромной жаждой познания, могут научиться всему тому, чему вы будете их учить, если только делать это искренне и с любовью. Для них нет понятия трудно  и легко, для них все одинаково ново.

Каждый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития. Богатство возможностей умственного развития скрыто не в природе наследственности, а в сроках начала, методах и условиях развития ребенка. Мозг ребенка, составляющий при рождении всего 25% (по массе) мозга взрослого, особенно быстро растет и “дозревает” в первые месяцы и годы жизни (к 9 месяцам удваивается, к 2,5 годам утраивается и к 7 годам он составляет уже 90%).

Но развиваться начинают у ребенка только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия. Например, родители – творческие люди и в доме всегда есть возможность мастерить, рисовать. Или малыш регулярно видит, как кто-то из семьи занимается математикой или физикой – никогда у такого ребенка не будет проблем с этими предметами. Всем известно, как быстро дети овладевают компьютером, даже если их не учить, другое дело, что сидение перед компьютером опасно для их здоровья.

-2-

В дошкольном возрасте процесс обучения протекает стремительно, как бы мы этому не препятствовали. Если же мы начнем помогать, то скорость развития окажется просто невероятной. Маленькие дети испытывают безграничную жажду знаний и новых впечатлений.

Чем благоприятнее условия, тем успешнее начинается развитие. В этот период и складываются те психические особенности, которые у нас потом называют “природными данными” ребенка. Их может быть много, если деятельность ребенка была разнообразной, и очень мало, если условия для деятельности были убогими.

Развитие может идти легко и быстро - с наименьшей затратой сил и времени  со стороны ребенка. Ребенок может стать способным, талантливым и даже гениальным человеком, если мы соблюдаем основные принципы:

  1. Гармоничное духовное, интеллектуальное и физическое развитие, главный критерий – это здоровье!
  2. Лучшие учителя для ребенка - это его родители;
  3. Создавайте вокруг ребенка богатую развивающую среду и условия для разнообразной деятельности (у ребенка должен быть выбор);
  4. Начинайте с самого раннего возраста;
  5. Относитесь с уважением к вашему ребенку;
  6. Занимайтесь с ребенком лишь тогда, когда и вы и он пребываете в хорошем настроении;
  7. Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет;
  8. Помните: и вы, и ребенок должны чувствовать, что прекрасно проводите время.

Доктор Судзуки и его коллеги обучают двухлетних детей виртуозной игре на скрипке, они практикуют свой метод уже 48 лет. Д-р Судзуки считает, что лучшими учителями детей такого возраста являются их родители. Поэтому он занимается одновременно и с родителями, и с детьми. Главный принцип метода доктора Судзуки - вызвать интерес, а это лучшее побуждение. Если у ребенка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи за короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Судзуки и его коллеги  устраивают все так, чтобы ребенок чувствовал себя победителем.

Но самое главное это не интеллект, а Душа вашего ребенка. Важно понять, что для нас как родителей важно – чтобы ребенок вырос успешным или чтобы он был Благородным и Счастливым Человеком!

 


Количество коментариев: 0