Статья: "Конспект открытого развивающего занятия «Играем с песком»"

Конспект открытого развивающего занятия

«Играем с песком»

Цель:  стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной  техники.

Задачи:

  1. обогащение  тактильного опыта  у воспитанников;
  2. развитие  кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
  3. вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями;
  4. воспитывать аккуратность.

Оборудование:

  1. стол с песком;
  2. стулья на каждого ребенка;
  3. цветной песок;
  4. мелкие предметы (макароны; бусины; фасоль).
  5. влажные салфетки для рук.

 

Вступление.

Педагог-психолог:

Для маленьких детей, многие из которых еще не умеют говорить и выражать свои эмоции с помощью фраз, психологами разработана песочная терапия. Песочная терапия – одно из направлений арт-терапии (другими словами - лечение песком). Это техника рисования песком, которая позволяет детям избавиться от стрессов, страхов, снять напряжение, справиться с волнениями и фобиями и наряду с этим позволяет развивать интеллектуальную и творческую деятельность. Методика позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, сблизить его к общению со сверстниками и развить мелкую моторику. Кроме этого, песочная терапия прекрасно развивает воображение, образное мышление и позволяет раскрыть творческий потенциал малыша.

 Относительно новая методика раскрывает у малыша способность к самовыражению и творческому познанию мира. Это не просто «копание в песочнице», а применение для этих целей различных развивающих приспособлений. Среди них могут быть фигурки, бусины, кубики, миниатюрные автомобили, камешки, листочки деревьев, монетки.

Песочница является отличным посредником для установления контакта с ребенком. Если малыш не может еще выразить свои ощущения, волнения или радость с помощью слов, то посредством песочных картин ему легко будет изобразить нужное состояние. Кроме того, у детей, проходящих терапию на основе песка, развиваются тактильные ощущения и стимулируются нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.

Занятия с песком помогают определить особенности личности ребенка, понять себя и свое Я, способствуют развитию мышления, фантазии, мелкой моторики пальцев.

Они учат детей создавать модели своих фантазий, понимать их и объяснять. Занятия помогают преодолеть трудности в общении, учат выражать свои мысли словами, отвечать за собственные действия и поступки, больше полагаться на себя, способствуют развитию самооценки, избавлению от страхов и последствий психологических травм и обретению веры в себя.

Программа по песочной терапии призвана влиять на широкий спектр проблем в развитии детей:

  • снятие мышечного и эмоционального напряжения;
  • профилактическая работа по снижению импульсивности, излишней двигательной активности, агрессии и тревоги;
  • формирование здорового самомнения, приобретения уверенности в себе, раскрытию личностного потенциала;
  • творческое самовыражение;
  • развитие мелкой моторики и тактильных ощущений;
  • снятие барьеров к общению со сверстниками;
  • оказание помощи после психологических травм;
  • формирование нравственности, гуманного отношения к окружающим;
  • взятие ответственности за поступки;
  • адаптация к изменению условий окружающей среды.

 

Педагог-психолог: Проходите ребята я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения, подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку.

Родтели, а знаю такую волшебную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает все кругом своими лучиками. В этой стране много песка, которым можно играть, из которого можно строить замки. Хотите туда отправиться?

Ответы детей: да.

Давайте пофантазируем. Возьмитесь за руки,  закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова:

 

 

Полетим, полетим,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвратимся, сделав круг,

Лишь коснемся мы земли,

Быть по-нашему вели!

 

Родтиели глаза и подходят к столу с песком. Посмотрите ребята, что это?

Ответы родителей, песок.

Правильно – это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним.

Но прежде, чем мы начнём играть с песочком, давайте вспомним

правила игры с песком   

  1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
  2. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки и носы.
  3. Нельзя   бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
  4. Нельзя  вдыхать песок -   будет трудно дышать!
  5. После игры с песком – помой руки!
  6. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

 

Педагог-психолог: Молодцы! Все правила запомнили!

Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберем пальчиками. Какой он на ощупь?

Ответы детей: теплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный.

Давайте аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем, как приятно стало нашим ладошкам.

Ребята, а сейчас я хочу вам предложить немного поиграть. Хотите?

 

 

Игра – упражнение «Песочное солнце»

Цель: создание солнца на песке, с использованием разноцветного песка методом посыпания, с использованием мелких предметов (макарон; бусин; фасоль).

Дети могут нарисовать  на песке с помощью трафарета рисует круг, посыпает цветным песком; украшает лучики солнца различными предметами.

 Педагог-психолог: нарисуем желтый круг, (дети засыпают цветным песком круг солнца).

После лучики вокруг – (дети засыпают лучи солнца) 

Пусть на белом свете

Ярче солнце светит!

А теперь давайте   украсим лучики  (дети украшают лучи солнца макаронами, бусинами и т.п. )

Я рисую на песке

Носик и глаза в кружке.

Это солнце яркое,

 

 

Рефлексия.

  • В какой стране мы с вами сегодня побывали?
  • Чем мы занимались в этой стране?
  • Давайте вспомним, какой песок на ощупь?
  • Ребята вам понравилось играть с песком?

А теперь посмотрите сюда, на моей тарелочке лежат смайлики фиолетового и желтого цвета, если вам сегодня на занятие понравилось и вас все получалось, возьмите желтый смайлик, если вам не понравилось, и вам было трудно, то возьмите фиолетовый смайлик.

Ребята спасибо вам за работу на занятии.

 

Игра «Ладошки»

На ровной поверхности песка выполнить поочерёдно отпечатки кистей рук, внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Психолог: Мне приятно, я чувствую прохладу (или тепло) песка. А вы?

Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуете вы?

Я перевернула руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую песок. А вы?

Давай «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представьте, что это проехала машина или проползла змея.

-поставьте ладонь ребром и выполни те же движения,

-пройдитесь ладошками по проложенным трассам, представив, что это мы путешествуем,

-сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой, а потом одновременно.

-а теперь нарисуем солнышко из отпечатков наших рук.

Теперь попробуйте на песке написать первую букву вашего имени.

Игра «Картина из загадок»

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит. Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. Собрались овечки у небесной речки. (облака)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной. (радуга)

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит. (речка)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда. (трава)

 


Количество комментариев: 0