Статья: ""Почему ребёнку с РАС нужна игра""

Что такое игра, виды игр. Особенности игры ребенка с РАС.

Ведущим видом деятельности детей является - игра. Именно в этот период происходит примеривание роли на себя.
          Игра – это самый действенный метод познавательной деятельности. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором вся психическая деятельность протекает и развивается наиболее активно (память, внимание, мышление, воображение).
          Педагог всегда должен помнить о том, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Они лишь способны сосредоточиться на том, что им нравится, а не на том, что «нужно» педагогу. Физиолог Сеченов говорил: «Ребенок всегда прав, неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку неинтересна».
           А вот игра интересна ребенку практически всегда, она является формой общественной жизни ребенка. Дети объединяются в игры по желанию, действуют самостоятельно, осуществляют свои замыслы и познают мир.
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин рассматривали игру как важнейшую и наиболее эффективную форму социализации ребенка. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственных, волевых качеств, творческих способностей. Дети должны уметь самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, соблюдать условия игры и правила.   Этому их должен научить педагог.
          Задача педагога: создавать предметно – игровую среду для организации всех видов игр на занятиях и в самостоятельной деятельности. 
Говоря о периодизации игр можно выделить:
1. Предметную игру, в которой ребенок воспроизводит действия с предметами, подражая взрослым.

  1. Сюжетно – ролевая игра.
    3. Игра с правилами.
    4. Театрализованная игра 
    5. Подвижная игра
    6. Дидактическая игра (основная форма организованного обучения в дошкольном возрасте)
    Значение игры для психического развития ребенка велико, так как происходит развитие:
    1. Произвольности поведения и психических процессов.
    2. Мотивационно – потребностей сферы (ориентация в сфере человеческих отношений).
    3. Идеального плана сознания (переход от мышления в действиях к мышлению в плане представлений, к собственно умственному действию).
    4. Преодоление познавательного эгоцентризма (анализ своих действий, поступков).
    5. Развитие чувств.
    6. Внутри игры возникают другие виды деятельности.

Формирование игровой деятельности у детей с РАС

   Ребенок с РАС находится в зоне эмоционального комфорта во время аутостимуляций или стереотипной игры. Когда мы играем вместе с ним его игра развивается и приобретает творческий характер. В это время он находится в зоне физиологического стресса. Вместе с тем это зона развития. Возможности ребенка с РАС ограничены, он легко истощается  и попадает в зону патологического стресса. Тогда наблюдаются негативные поведенческие проявления – крик, истерики и др. Роль взрослого – аккуратно поддерживать ребенка в зоне развития, расширяя и развивая его игру.

   Существует основная иерархия игровых навыков, соответствующая разным стадиям развития:

   Игра в одиночестве – играет с игрушкой при условии, что рядом никого нет, и никто не пытается с ним общаться. Если кто-то садится рядом, то он отворачивается от этого человека или отодвигается. Если кто-то еще прикасается к его игрушке, он встает и уходит.

   Параллельная игра –  играет с игрушкой в непосредственной близости от других детей или взрослых, иногда он наблюдает за тем, как другие дети играют со своими игрушками. По большей части внимание сосредоточено на его собственной игрушке, он не взаимодействует с ровесниками или взрослыми.

   Интерактивная игра –  может делить игрушку с ровесником или взрослым и умеет играть по очереди. Это может включать передачу игрушки друг другу или имитацию игры друг друга. При этом может играть молча, избегая зрительного контакта с другим человеком.

   Сотрудничающая игра –  играет и взаимодействует с другим человеком во время игры с разными игрушками или с одной общей игрушкой. При этом смотрит на другого человека и поддерживает зрительный контакт. Это может включать строительство башни из кубиков вместе или совместный сбор головоломки-паззла.

   Сюжетно-ролевая игра – участвует в воображаемой игре (один или с другими людьми), в которой есть элементы «понарошку». Это включает утешение куклы, которая как будто плачет, приготовление воображаемой еды из пластилина, переодевание (игра в переодевание должна включать понимание определенного персонажа, например, надевание каски, чтобы притвориться пожарным).

   Игра на основе правил –  играет в очень социальные и соревновательные игры с другими людьми, включая спортивные, настольные, карточные и компьютерные игры. Также может играть с другими детьми в игры, придуманные на ходу, и может соблюдать правила, даже если они постоянно меняются.

   Во время обучения игровым навыкам ребенка с аутизмом полезно сразу разработать план работы. Обучение навыкам игры полностью аналогично любым другим навыкам, которым следует учить ребенка. Нужно выделить маленькие и конкретные цели, определить, как будет измеряться прогресс и включить в задание поощрение.

   Совместная игра со взрослым способствует развитию:

  • Устойчивого слухового, зрительного внимания.
  • Разделенного внимания (эмоциональный контакт со взрослым).
  • Объединенного внимания (может распределять внимание на взрослого и на предмет вокруг которого взаимодействуют).
  • Самовосприятия (восприятие своего тела, схемы тела, образа себя).
  • Речи.
  • Регуляции поведения. Возможности действовать по инструкции взрослого.
  • Имитации действий, движений и речи взрослого.
  • Познавательного интереса, интереса к занятиям.
  • В игре ребенок эмоционально «заряжается» от взрослого а не от своих аутостимуляций.

Совместные игры подготавливают ребенка к дальнейшим занятиям в группе, занятиям с логопедом, дефектологом.

   Принципы игрового взаимодействия:

  • Развитие через интересы и активность ребенка.
  • Поддерживающие, принимающие отношения. Отсутствие критики со стороны взрослого.
  • Свобода входа и выхода из игры. Наша задача создавать интересные события.
  • Принцип удовольствия.
  • Игра в зоне комфорта и в развивающей зоне. Важно остановиться до того как ребенок истощился.
  • Учет темпа ребенка. Взрослый действует, говорит в том же темпе, что и ребенок.
  • Ребенку предоставляется возможность закончить значимое для него дело (действие, игру).
  • Взрослый постепенно передает инициативу в игре ребенку.

Приемы развивающего воздействия в игре:

  • Пауза – помогает избежать истощения, стимулирует активность ребенка.
  • Повторяющиеся действия. Помогают сосредоточиться на игре.
  • Внесение речи в игру. Комментируем простыми словами. Связываем действие и слово. Режим диалога – ждем ответа от ребенка. Если у ребенка есть речевые проблемы, повторяем его речевые реакции, стимулируем речевую активность.
  • Предоставляем выбор, это способствует развитию коммуникативных навыков, игровой инициативы.
  • Ожидание. Учим в игре ждать. (Счет, ждем окончания стишка и т.п).
  • Игнорируем нежелательное поведение и закрепляем желательное (с помощью поощрения, внимания, эмоций, описываем действия ребенка.
  • Имитируем действия ребенка, присоединяемся к его занятию.

   Вот несколько общих рекомендаций по обучению игровым навыкам:

  • Как правило, проще всего учить навыкам игры со взрослым и только потом привлекать ровесников. Взрослые более предсказуемые и менее требовательные, чем дети, именно по этой причине детям с аутизмом проще играть и общаться с взрослыми, но они избегают, бьют или отказываются играть с другими детьми.
  • Проще всего начинать обучение игровым навыкам с простыми игрушками с причиной и следствием, например, с электронным пианино или с чертиком в коробке. Избегайте слишком сложных игрушек, а также игрушек, требующих воображения или работы, например, паззлов, фигурок, кукол или пластилина. Если у ребенка нет игровых навыков, а вы вручите ему пластилин, то, скорее всего, он попытается его съесть.
  • Многие люди не понимают этого, но обязательным условием для развития игровых навыков являются хорошие навыки имитации. Ребенок, который готовит воображаемый обед или утешает «плачущую» куклу — это ребенок, который, скорее всего, наблюдал похожие действия у других людей и теперь имитирует их.
  • Во время обучения игровым навыкам вам нужно моделировать проявления счастья и радости. Ребенок наблюдает не только за навыками игры, но и за вашим лицом, тоном голоса и манерами. Добавьте звуковые эффекты, хлопайте в ладоши, смейтесь, улыбайтесь, говорите смешным голосом, кричите и скандируйте, когда играете с ребенком.
  • Очень важно минимизировать проблемное поведение во время игры. Проведите функциональный анализ поведения, чтобы определить функцию проблемного поведения и разработайте поведенческий план. Сведите такое поведение к минимуму, прежде чем пробовать игру со сверстниками.
  • Говорите с ребенком во время игры. Типичные дети обычно говорят, когда они играют (даже когда они играют одни), в то время как дети
  • Самое главное — сессии игры должны быть ВЕСЕЛЫМИ, они должны мотивировать ребенка.

 Практикум «Играем дома» для детей с РАС

   Для детей с РАС игры становятся дорогой к внешнему окружению – с его сложными правилами и огромным количеством явлений и событий. Игры помогают укрепить связи между малышом и родителями и способствуют развитию социальных навыков.

   Предлагаю вашему вниманию перечень игр, которые особенно полезны и доступны для детей с аутизмом.

1.                 Мешок фасоли

   Засыпаем в большую пластиковую ванну высушенную фасоль, рис, небольшие каштаны или бусины. Зарываем в наполнитель небольшую игрушку и просим малыша достать ее. Ощущения, испытываемые при погружении руки в бассейн из фасоли, способствуют сенсорной интеграции ребенка и дают ему возможность приобрести новый осязательный опыт.

  1. Выдувайте пузыри

   Если ребенок не умеет дуть сам, пусть он помогает вам откручивать крышку пузырька и погружать внутрь форму. Здесь вы можете добиться первого осознания понятия «по очереди» и чуткого взаимодействия в паре с ребенком.

  1. Пальчиковые краски

   Этой забаве самое место в ванной – вымазанными в краске пальчиками очень легко перемазать все вокруг и себя самого. Дети узнают больше о цветах, ощупают самые разные поверхности и познакомятся с новым, необычным ощущением от краски на коже.

   Такая забава поначалу нравится не всем, но однозначно стоит пытаться ее привить. Для этого пробуйте ее и в более старшем возрасте. Нередко по ходу прогресса в развитии и рассеивания аутичного «тумана» ребенок начинает интересоваться теми субстанциями, которые раньше категорически отвергал (песок, пальчиковые краски, пластилин).

4.                 Ролевые игры

   Особенно часто у детей с аутизмом наблюдается задержка в развитии навыков ролевых игр, их полное отсутствие или искажение. Чтобы помочь малышу преодолеть отставание, попробуйте играть с ним в такие игры:

  • Играйте с куклами и кукольным домиком и представляйте, что куклы встают, умываются, играют и ложатся спать.
  • Стройте из деталей для конструктора дома, составляйте из них улицы и водите между ними автомобиль.
  • Играйте в железную дорогу, загружайте поезд товарами, сажайте на него людей и перевозите со станции на станцию.
  • Создайте больницу для мягких игрушек и лечите зверей: делайте им уколы, капайте в глаза, носы и уши капли, перевязывайте лапы, поите их лекарством.
  • Используйте игрушечную еду, чтобы «приготовить» и «подать на стол» различные блюда.
  • Играйте в школу, кто-то будет учителем, а другие участники игры – учениками.

   Если у вашего ребенка есть какие-то особые интересы, учитывайте их в ролевой игре.

   В ролевых играх по факту хорошо разыгранной роли также можно награждать участников занятий наклейками, леденцами и другими особыми угощениями.

5.                 Сенсорные игры

   У детей с РАС часто нарушена нормальная работа сенсорной сферы. Многие привычные для обычных людей раздражители (прикосновения, освещенность, вкусы, запахи, звуки) они могут воспринимать либо как слишком сильные, либо как очень слабые (тогда они начинают усиленно искать способы догрузить простаивающие каналы восприятия).

   Попробуйте такие занятия:

  • Рисование по крему для  бритья

   Нанесите на столешницу немного крема для бритья и путь дети размажут его по всей крышке стола.

  • Создайте «водяную стену»

   Расположите рядом друг с другом банки и колбы разной формы и пусть ребенок заполняет их водой из графина или пластиковой бутылки.

  • Ансамбль барабанов

   Расставьте по столу барабаны. Пусть ребенок стучит в них с разным темпом и скоростью.

  • Предлагайте ребенку различные виды еды. 
  • Используйте вращающийся стул, чтобы кружить ребенка.
  • Купите небольшой трамплин.
  • Подвесьте под потолок качели.
  • Шведская стенка

   Прикрепите к стене шведскую стенку и поощряйте малыша подниматься по ней вверх и вниз, свешиваться на руках и ногах.

  • Кольца и перекладина

   Подвесьте к потолку пару колец и перекладину. Учите ребенка свисать с них, подтягивать тело вверх, раскачиваться в висе руками, поджав ноги.

  • Посещайте игровые площадки

   Ребенок должен освоить спуск и подъем на горки разной высоты (по лестнице, используя альтернативные маршруты карабканья), уметь преодолевать препятствия, кружиться на карусели, прыгать по пенькам и колесам.

  • Детский транспорт

   Учите ребенка кататься на специальных тележках в форме машин и мотоциклов, на самокатах и особых велосипедах без педалей (велобегах).

6.                 Умение ждать своей очереди

   Делать ходы и выполнять действия по очереди трудно каждому дошкольнику, но особенно тяжело это умение дается детям с РАС.     Попробуйте такие идеи:

  • Когда ваш ребенок играет с игрушкой, попросите его о своей очереди. Не дожидайтесь ответа, просто возьмите игрушку, немного с ней поиграйте и верните ее ребенку. Когда ребенок хорошо усвоит, что ему отдадут игрушку, он будет охотнее ею делиться.
  • Возьмите игрушку с огоньками и музыкой, и играйте с ней сами. Передайте ее ребенку и скажите: «Твоя очередь». Включите в занятие еще нескольких детей или взрослых – пусть игрушка идет по кругу.
  • Запускайте по очереди юлу, стучите в барабан, гремите кастаньетами, дуйте в дудку, выдувайте мыльные пузыри – используйте простые инструменты, длительность одного сеанса игры с которыми мала и которые можно быстро передать партнеру.

7.                 Совместное внимание

   Дети с РАС часто лишены разделенного внимания (общее внимание двух людей к одному и тому же объекту или синхронизация внимания между двумя и более людьми). Однако и этот недостаток можно исправить в игре:

  • Когда ребенок играет с игрушкой, заберите ее и покажите пальцем какие-то ее особенности (уши у плюшевого медведя). Попросите ребенка повторить за вами.
  • Просите ребенка подробно описать объект, на который он смотрит: какой высоты, какого цвета, какой формы, такой ширины.
  • Дуйте в свисток, дудку или губную гармошку и просите ребенка сказать, что только что прозвучало.
  • Исполняйте разные мелодии на музыкальном инструменте.
  • Просите ребенка описывать предметы на улице, называть, что перед ним.

8.                 Поощряем имитацию

   Имитация – это крайне значимый инструмент развития ребенка и основа усвоения им множества навыков. У детей с РАС умение имитировать и повторять за другим человеком часто страдает. Попробуйте такие игры:

  • Делайте жесты руками, меняйте положение ног и всего тела, и просите ребенка повторить за вами.
  • Изображайте животное, и пусть ребенок повторяет повадки, которые вы демонстрируете.
  • Копируйте поведение своего ребенка с РАС. Делайте это до тех пор, пока он не заметит вашего обезьянничания.
  • Если у вас есть, кого поставить в пару, просите одного ребенка быть зеркалом другого – когда первый совершает движение, второй должен за ним безошибочно и вовремя повторять.

Поощряйте успехи ребенка наградами!


Количество коментариев: 0