Статья: "Консультация "Хвалить или ругать?""

Консультация для родителей «Хвалить или ругать»

 

Некоторые родители сомневаются – можно ли хвалить ребенка за каждый пустяк, не испортит ли его похвала? И за что можно отругать малыша, а когда лучше воздержаться?                                             

Все мы знаем, что формирование человека зависит от среды. Каким он станет – во многом определяется его окружением, отношением к нему. Ребенок, психика которого еще очень пластична, будет именно таким, каким его считают родители. Если хвалить ребенка, говорить ему, что он умный, добрый, заботливый – он уверится в этом и вырастет именно таким. Если же малыш постоянно слышит, что он глупый и криворукий – это убьет в нем стремление к развитию, к достижению результата. Ругать ребенка за то, что у него что-либо не получается, не слишком-то педагогично.

И еще ребенок должен быть уверен, что его любят в семье – независимо ни от каких обстоятельств. Порой родители показывают свою любовь малышу только тогда, когда он хорошо себя ведет, если же ребенок балуется – он сразу становится «плохим». Иногда даже можно услышать такую фразу, в сердцах произнесенную мамой в адрес капризничающего малыша: «Если ты будешь так себя вести, я не буду тебя любить!» При этом каждая мама понимает, что, конечно, она будет любить своего ребенка, каким бы непослушным он не был, только не все задумываются о том, какой след в душе малыша оставит такое заявление. Любовь родителей должна быть безусловна, это первое, в чем ребенок должен быть уверен, чтобы чувствовать стабильность. Если ребенок сомневается в материнской или отцовской любви, его самооценка подвергается тяжелому испытанию, что мешает формированию полноценной личность.

 

Как правильно хвалить ребенка  

Не бойтесь поощрять и хвалить ребенка. Хвалить или ругать ребенка? Испортить малыша похвалой нельзя, если она имеет обоснование и направлена не на личность ребенка, а на его поступки. Правильно сказать не просто «Какой ты у меня добрый», а «Какой ты хороший, поделился игрушками с малышом. Я горжусь тобой!»

Если у ребенка что-то получилось лучше, чем раньше, обязательно отмечайте это: «Как здорово, ты сегодня подтянулся целых три раза – даже больше, чем вчера!» Такая похвала подталкивает ребенка к улучшению результатов.

Похвала может быть не просто поощрением, но и педагогическим приемом. Если у малыша что-то не получается и его это расстраивает, попробуйте поддержать его похвалой. Например, если ребенок ни как не может завязать шнурки, путается в них, и все больше нервничает и раздражается, вы можете успокоить его, сказав: «У тебя неплохо получается. В следующий раз получится еще лучше! А сейчас, хочешь, я тебе помогу?»

 

 

Как нельзя ругать ребенка, если вы не хотите понизить его самооценку?

Педагоги советуют: не надо ругать ребенка за его неудачи. Нельзя говорить: «У тебя ничего не получится, потому что ты не слушал меня и все делал неправильно!» Такие слова изначально настраивают ребенка на неудачу, убивают инициативу и стремление к саморазвитию. Подскажите малышу, как исправить ситуацию, причем не в категоричной форме, а в виде рекомендации: «Давай вместе подумаем, может, лучше сделать вот так?..»

Кроме того, недопустимо ругать ребенка, критикуя его самого. Критика должна быть адресной, как и похвала, направленной именно на поступок ребенка, а не на его личность. Нельзя говорить «ты плохой», надо уточнять «ты сейчас поступил плохо, потому что…»

Как родители обычно ругают своего ребенка? Если он совершил какой-то проступок, взрослые часто злятся, повышают голос, переходят на личности. Остановитесь! Главное – чтобы ребенок понял, что неправ, и больше так не делал. А для этого нужно и вам понять своего ребенка. Если вы поговорите с ним спокойно, объясните, почему вы огорчены его поведением, толку будет намного больше.

 

Стиль и тактика общения закладывается в раннем детстве. Эффективность общения зависит не только от желания взрослого добиться определённых результатов, но и от того, как он это делает. И здесь имеет значение всё: тон, интонация, взгляд, жесты.

Что делать в сложной ситуации?

1.Научитесь не предавать проступку чрезмерного значения, сохраняйте спокойствие (не путайте с показным спокойствием, когда взрослый всем своим видом даёт понять «Давай, давай, мне это безразлично, это твои проблемы»). Это не означает, что нужно всегда идти на поводу у ребёнка, не замечать его проступков, потакать ему, не контролировать его действия и не предъявлять к нему никаких требований. Наоборот, необходимы чёткие требования (в пределах возможностей ребёнка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения. Необходимы: требовательность плюс спокойствие и доброжелательность.

2.Никогда не наказывайте, если проступок совёршён впервые, случайно или из–за ошибки взрослых.

3.Не отожествляйте проступок и ребёнка. Тактика «Ты плохо себя ведёшь – ты плохой» порочна – закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.

4.Обязательно объясните, в чём проступок и почему так вести себя нельзя. Если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того, готов шлепнуть, вряд ли ребёнок поймёт, что кричать и драться не хорошо.

5.Не стоит злословить по поводу поступка, напоминать о нём (для профилактики). Стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребёнок может, не осознавая, ответить тем же. Не стоит удивляться в таких случаях детскому «ненавижу».

6.Не ставьте в пример «непослушному» ребёнку хороших братьев и сестёр, сверстников по группе, укоряя тем, что есть нормальные дети, которые никого не изводят. Взрослые – родители, которые не умеют держать себя в руках, а значит и не умеют себя вести, - не очень хороший пример.

Какой метод эффективнее – похвала или наказание?

Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят в детском саду, дома, дети обычно отвечают долгим молчанием. Выясняется, хвалят редко, только за реальный результат, но никогда за старание, попытку. Работа не получает одобрение, если нет результата, удовлетворяющего взрослого.

В процессе занятий, обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребёнку необходимы поддержка, подбадривание, которые позволяют ему понять, что он действует правильно, дают уверенность - неудача преодолима. Обращать внимание только на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившиеся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребёнок его тоже не заметит. «Я уверен, что у тебя получится», «Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…», «Правильно!», «Хорошо!», «Молодец ты меня радуешь!» - эти формулы стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение и похвала стимулируют ребёнка, повышают мотивацию.

Нам могут возразить: замечания, укоры, угрозы, наказания повышают эффективность. Может быть, но срок этих мер кратковременен, у большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи, а тревога и боязнь гнева провоцирует новые проступки, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счёт накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Угроза основана на том, что страх - достаточный мотив для достижения какого – то результата (и действительно, кратковременный эффект может быть), но чувство обиды (особенно осознаваемой как не заслуженная) обычно дает обратный эффект.

Поэтому чаще хвалите ребёнка, чем осуждайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчёркивайте, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребёнок поверил в свой успех, в это должны поверить взрослые.

 


Количество коментариев: 0