Статья: ""Гиперактивность как фактор риска""

"Гиперактивность как фактор риска"

 Неординарные способности или задержка в развитии

Проявления синдрома дефицита внимания с гиперакотвностью могут быть распределены по четырем основным группам симптомов: нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности, симптомы статико-моторной недостаточности, социальнаядезадаптация.

Импульсивность поступков и повышенная возбудимость

Интеллект детей сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ – беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость, – часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо).

Речь, внимание, память

Память у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может быть в норме, но из-за исключительной неустойчивости внимания наблюдаются проблемы в «хорошо усвоенном материале». В этом возрасте начинают обращать на себя внимание нарушения речи. Ребенок откликается на незначительные звуковые и зрительные сигналы, которые другими сверстниками игнорируются. Тенденция к ярко выраженному снижению внимания наблюдается в непривычных ситуациях, особенно когда необходимо действовать самостоятельно. Дети не проявляют упорства не во время занятий, не в играх, не могут досмотреть до конца любимую телепередачу. Переключения внимания при этом отсутствует, поэтому быстро  сменяющие друг друга виды деятельности осуществляются редуцированно, некачественно и фрагментарно, однако при указании на ошибки дети стараются их исправлять. Нарушение внимания у девочек достигает максимальной выраженности к шести годам и становится ведущим нарушениям в этом возрастном периоде.

Повышение двигательной активности

Основные проявления гипервозбудимости наблюдается в различных формах двигательной расторможенности, которая бесцельна, ничем не мотивирована, бесситуативна и обычно не управляема ни взрослыми, ни сверстниками. Такая повышенная двигательная активность, переходящая в двигательную расторможенность, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребенка. С возрастом проявления импульсивности меняются: чем ребенок старше, тем импульсивность более выражена и заметна для окружающих. Присутствие взрослого не является для детей с СДВГ сдерживающим фактором.

Проблема социальной адаптации

Одной из характерных особенностей детей с синдромом дефицита внимания с геперактивносьтю является нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. У ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства. У детей с СДВГ нарушены отношения со сверстниками и взрослыми. В психическом развитии эти дети отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием. Попытки сдерживать их приводят к действиям по принципу «отпущенной пружины». От этого страдают не только окружающие, но и сам ребенок, который хочет выполнить обещание, но не сдерживает его.

Похвала и одобрение 

Заинтересованность игрой у таких детей быстро проходит. Дети с СДВГ любят играть в деструктивные игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то, что любят коллектив. В  поведении чаще всего проявляется агрессивность, жестокость, плаксивость. Ввиду этого у детей с синдромам дефицита внимания с гиперактивностью мало друзей, хотя эти дети экстраверты: они ищут друзей, но быстро их теряют. Социальная незрелость у таких детей проявляется в предпочтении построения игровых отношений с детьми младшего возраста.  Сложно складываются отношения с взрослыми. Детям трудно дослушать объяснения до конца, они постоянно отвлекаются, особенно при отсутствии заинтересованности. Эти дети игнорируют как поощрения со  стороны взрослых, так и наказания.  Похвала не стимулирует хорошего поведение, поэтому поощрения должны быть очень обоснованными, иначе ребенок будет вести себя хуже. Однако необходимо помнить, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе похвала и одобрение взрослого необходимы.

Родителям, педагогам и психологам в воспитании детей с гиперактивностью и повышенной тревожностью следует руководствоваться следующими правилами:

- включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть сначала ознакомиться с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.;

_ если вводите в программу новую игру, то для того, что бы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным лучше проводить ее на уже знакомом для него материале. Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно; 

- избегайте состязаний и каких-либо вводов работы, учитывающих скорость;

- не сравнивайте ребенка с окружающими;

- доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть

- чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию;

- способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но ток, чтобы он знал за что;

- чаще обращайтесь к ребенку по имени;

- демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;

- не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить;

-  будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний;

- используйте наказание только в крайних случаях;

- не унижайте ребенка, наказываю его;

- обращаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него взрослых людей;

- помогите ему найти ему дело по душе, где он мг бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.

 


Количество комментариев: 0