Вот и наступил новый учебный год. Для нас он начался в сентябре . Не успели стихнуть звуки выпускного вальса, а на пороге новый набор - малыши от 1,2 до 2х лет. Это всегда испытание, как для воспитателей, так и для родителей. Родители самоотверженно стоят под дверью; заглядывают в окна; сидят на лавочках возле сада, чтобы по первому звонку воспитателей прибежать на помощь и получить ответ на свои вопросы: «Плачет – не плачет; кушает – не кушает; обижают – не обижают». И всё-таки главная роль принадлежит нашим МАЛЫШАМ. Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит с радостью (но это, скорее, исключение из правил), а кто-то не может успокоиться целый день. Чаще всего у 1-2летних малышей расставание с мамой сопровождается слезами, а потом они отвлекаются на игрушки и успокаиваются. И это нормально. Всех родителей беспокоит, когда ребёнок привыкнет к детсаду и перестанет плакать. Важно понимать, что пройдёт время, и адаптационный период завершится. Вот только длительность этого периода у каждого будет своя. Всё зависит от степени адаптации детей. Выделяют три степени адаптации: лёгкая (от 1 до 16 дней); средняя (от 16 до 32 дней) и тяжёлая (может длиться до 64 дней)
В чём же причины тяжёлой адаптации некоторых детей?
1. У ребёнка не сформированы культурно-гигиенические навыки.
2. Малыш не умеет самостоятельно играть с игрушками.
3. Режим дня в семье не совпадает с режимом ДОУ.
4. Состояние здоровья. Болезненному ребёнку адаптироваться в новых условиях тяжелее, чем здоровому.
5. Индивидуальные причины. Некоторые малыши в первый день посещения дошкольного учреждения ведут себя тихо и спокойно, а на 2-3 день начинают плакать, другие — наоборот, в первые дни устраивают истерики, а потом их поведение нормализуется.
6. Условия жизни в семье. Если ребенка возили к родственникам, посещали с ним знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке детского сада.
7. Ограниченное общение со сверстниками. Труднее всего адаптируются дети, круг общения которых был сведен к минимуму (мама-бабушка-папа). У таких малышей большое количество детей вызывает страх, желание спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.
КАК ОБЛЕГЧИТЬ ПРИВЫКАНИЕ РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДУ (СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ)
Соблюдайте самое важное правило: спокойная мама — спокойный ребёнок. Отдавая сына или дочку воспитателю, старайтесь сохранять спокойствие, потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние. Если мама привела ребёнка, раздела и всё время оттягивает момент расставания, она дает повод малышу для страха и волнений.
Совет: настройте себя на расставание заранее, помните, что это неизбежно. Переодели ребёнка, поцеловали, пообещали, что обязательно заберёте его из детского сада и быстренько ушли — вот правильный алгоритм действий в первые дни.
Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно. В период адаптации оставлять ребёнка 1-2 лет в детском саду на целый день не рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания. Одну-две недели малыша нужно забирать после обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней попытаться оставлять уже на целый день.
Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее адаптировался, нужно водить его в детсад каждый день. Только болезнь может стать причиной непосещения ДОУ.
Придумайте «ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не устраивайте, уверенно говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда, сна, вечером), целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.
Дайте ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме, например, любимую куклу; машинку; мягкую игрушку.
Создайте мотивацию для посещения детского сада: ждут новые друзья; нужно что то посмотреть; кому то помочь; соскучилась любимая игрушка. ..
Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке.
Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу, бабушку или кого-нибудь из родственников, чтобы они отводили малыша в детсад.
ИГРЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ АДАПТАЦИЮ
Игра — важный вид деятельности для ребёнка. С помощью простых игр можно значительно облегчить период адаптации к детскому саду.
«Детский сад»
Поиграйте со своими детишками в детский сад. Во время игры может быть много сюжетных линий: «Дети приходят в детский сад»; «Дети играют»; «Дети обедают»; «Дети собираются на прогулку»; «Дети на прогулке». Роль воспитателя может взять на себя мама или ребёнок, а детишками пусть будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.
«Сочиняем сказку»
Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка попала в детский сад и затем обыграйте ее. Пример сказки: «Жил на свете маленький Зайка. И вот пришло время идти ему в детский сад. Мама Зайчиха отвела Зайку в детский сад, а сама ушла за морковкой. Зайке сначала было страшно, хотелось плакать, но он сдержал слезы, потому что не хотел расстраивать маму. Потом он подружился с воспитателем и детьми. Оказалось, что в садике очень интересно: здесь учат рисовать, лепить фигурки из пластилина, даже есть музыкальные занятия, на которых детки танцуют и поют песенки. День в детском саду прошел быстро, а вечером за Зайчиком пришла мама, увидела, что он не плачет, очень обрадовалась. Вместе они радостные ушли домой».
В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.x