Статья: "Сенсорное развитие детей 3-го года жизни Как ребёнок познает мир?"

Сенсорное развитие детей 3-го года жизни

Как ребёнок познает мир?

Отечественные ученые педагоги и психологи  (Л.А. Венгер, Н.М. Шелованов) называли ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. Именно на основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становится возможность их дифференцировать, выделять один предмет из множества, находить сходство и различие между предметами.

Восприятие должно быть целенаправленным.

Отсутствие целенаправленного восприятия искажает представления детей о предмете. Они бывают неопределенными, иногда ошибочными. Успешность умственного воспитания в значительной степени зависит от того, как у ребенка формируется процессы зрительного, слухового, осязательного восприятия, совершенствуются действия с предметами и орудиями, устанавливается их связь со словом (мяч прыгает, молоток стучит  и т.д.). У детей раннего возраста процессы ощущения и восприятия значительного  обгоняют мышление. Однако восприятие необходимо направлять, так как ребенок в первую очередь ощущает второстепенные признаки, а наиболее существенные остаются непознанными.

 Ознакомление свойств предметов происходит постепенно от простых однородных к наиболее важным. Происходит это в самостоятельной деятельности ребенка и в совместной со взрослыми. Лучше всего ребенок воспринимает предмет и его свойства, если он его видеть, слышит, ощущает и действует с ним. Например, показываем ребенку мяч. Сначала называем предмет: это мяч. Какой он? (круглый, гладкий, твердый). Это мы выясняем, обследуя мяч руками и глядя на него. Затем показываем, как действовать с ним, то есть  играть (катать, бросать, отбивать). При отбивании мы слышим звуки удара мяча об пол и  называем цвет мяча. Вот так при восприятии мы задействуем сразу несколько анализаторов: слуховой, зрительный и осязательный. Таким образом, нужно знакомить ребенка с любым предметом, игрушкой и орудием (ложкой, расческой и т.д.)

 К трем годам малыш должен различать предметы по цвету, величине, форме, распознавать голос и тембр близких людей, узнавать знакомые мелодии.

В течение раннего возраста у детей развиваются сенсорные способности в разных видах деятельности: в действиях с предметами, в играх, в рисовании, пении, наблюдении, в строительных играх.

 Что же такое сенсорное воспитание ребенка?

 Это знакомство детей и действие с общепринятыми в обществе сенсорными эталонами: цвет, форма, величина. Эталон цвета – это семь цветов радуги или спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Это так называемые хроматические цвета, а черный, серый и белый – ахроматические цвета. Эталонами формы являются пять геометрических форм: треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Эталоны величины – длина, ширина, высота, толщина и вся метрическая система мер.

 В дошкольном возрасте дети знакомятся со всеми цветами  и их оттенками, с пятью геометрическими формами и сравнивают предметы по высоте, ширине, длине,  а также узнают понятие «условная мерка» для измерения длины, высоты, ширины и объема сыпучих тел и жидкостей. Особенно в раннем возрасте нужно уделять внимание изучению с детьми цветов спектра. Если  целенаправленно этим заняться, то дети очень быстро к трем годам осваивают цвета: желтый, синий, красный, зеленый, немного попозднее на четвертом году жизни называют фиолетовый, оранжевый, затем голубой и узнают оттенки всех цветов.

 В начале изучения ребенок должен узнавать цвет по словесной инструкции: «Покажи или дай такой же предмет!» А уже потом: «Покажи или дай такой же желтый предмет!» И так постепенно изучаются все цвета. Практика показывает, что если не изучать цвета именно в раннем возрасте, то потом ребенок очень тяжело их запоминает.

Очень важно до трех лет заниматься с детьми конструктивной деятельностью из строительного материала, чтобы дети узнали, что такое кубик, кирпичик, призма, шарик. Параллельно идет изучение плоскостных геометрических форм квадрат, круг, прямоугольник, треугольник.

 Необходимо сравнивать предметы:- по величине: большой, поменьше, маленький или наоборот: маленький, побольше, большой;

- по силе звука: громко – тихо;

- по расположению в пространстве: вверху-внизу, близко-далеко, впереди-сзади, между, перед, за;

- по фактуре (при обследовании предмета): мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, колючий.

 Серьёзное внимание следует  обратить на активизацию орудийных действий, что позволяет ребенку употреблять предметы по их назначению, а не манипулировать ими бесцельно. Предметы орудия (ложка, расческа, лопатка, молоток и др.) служат для воздействия на другие предметы, помогая руке выполнить действие. Необходимо, чтобы ребенок понимал функции предметов-орудий (ложкой едят, из чашки пьют, лопаткой насыпают или копают, расческой расчесывают волосы и т.д.). Например, перед ребенком ставится проблемная ситуация: «Достань шарик из воды, не замочив руку». Рядом лежат предметы: деревянная плоская лопатка, черпачок,  палочка, игрушечная удочка и ребенок должен выбрать предмет, которым можно действовать в этой ситуации. Выбрав черпачок, ребенок выполняет им последовательные действия: опускает черпак в воду, подносит его под шарик, поднимает, не переворачивая, и вынимает из воды вместе с шариком.

А это уже деятельность!


Количество комментариев: 0