Статья: "Взаимодействие родителей и педагога в профориентационной работе младших школьников."

 

Профориентационная работа младших

школьников в учебном процессе.

Ипатова Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов

МАОУ "СОШ № 108"г.Пермь

 

Проблема выбора профессии стояла перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе.  Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Для развития у младших школьников основ позитивного отношения к профессиям и первичной заинтересованности в тех или иных профессиональных областях в программу воспитательной работы с классом «Мой мир знаний» мною был  включен блок  по  профориентационной подготовки младших школьников. Общая цель занятий по профориентации младших школьников – создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии.

Цели и задачи  работы в 1 классе: формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, расширение знаний о производственной деятельности людей.

Цели и задачи  во 2 классе: продолжать знакомство с трудом окружающих людей, углублять представления о разных профессиях, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.

Цели и задачи профориентационной работы в 3 классе: продолжение знакомства с трудом окружающих людей и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей.

        Цели и задачи  работы в 4 классе: продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда. Расширять и углублять представления о различных профессиях.           

      Предполагаемым результатом моей работы должны стать  воспитание  в детях трудолюбия, старательности, аккуратности, настойчивости в доведении дела до кон­ца, бережного отношения к результатам своего и чужого труда.

     Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу.  В своей работе я использовала различные приемы проведения профориентации на уроке и во внеурочной деятельности. Развитие представлений младших школьников о мире профессий осуществляется в процессе обучения при помощи разнообразных приемов работы: разноуровневые задания на уроках, сочине­ния о будущей профессии, коллективные творческие дела профориентационной направленности, профориентационные игры, профессио­нальные мини-пробы. Исходя  из  содержания  занятия или урока, я использовала такие   формы, как отдельные замечания  и вставки, короткие рассказы и беседы, устные и письменные упражнения,  выполнение практических  работ и опытов, решение задач, просмотр учебных кинофильмов, чтобы  пробудить или усилить интерес учащихся к предмету, к определенной профессии, познакомить их с отраслями народного хозяйства, предприятиями,  учреждениями,  с условиями труда и другими вопросами, необходимыми для сознательного выбора профессии.

Хотелось бы привести некоторые примеры разнообразных приемов моей работы. Например:

Профессиональные пробы (знакомство с некоторыми профессиями на уроках  и внеурочной деятельности)

 

Профессия

Как проводилась проба

1

Брошюровщик

На уроке трудового обучения изучили технологию и изготовили блокнот для записей.

2

Историк

Исследовательская деятельность по изучению игр моих бабушек, дедушек, мам и пап. (Защита проектов)

3

Агроном

Выращивание цветочной рассады для пришкольного участка (заняли первое место в школьном проекте "Весенняя школа")

4

Социолог

Проведение опросов по различным вопроса, как среди учащихся, так и взрослых.

5

Фотограф

Создание фотосерии к различным конкурсам.

6

Столяр

Изготовление скворечников с папами и дедушками.

7

Стилист-парикмахер

Создание  на классном  празднике  к 8 марта образа-визажа «Самая красивая».

8

Дизайнер-интерьера

Изготовление коллективных панно для оформления классной комнаты.

9

Портной

Изготовление подарка к 8 марта «Салфетка с вышивкой».

10

Режиссер

Режиссура праздничного концерта, различных классных мероприятий.

11

Корреспондент

Сочинения на различные темы.

12

Повар-кондитер

Экскурсии на хлебозавод, на кондитерскую фабрику № 8, кукурузную фабрику.

13

Драматический актер

Инсценировка сказок.

14

Эстрадный певец

Сольное выступление в концертной программе «Концерт для наших мам».

15

Пекарь

Исследовательский проект «Где растут булки?» (нашли рецепт, испекли колобок и  провели дегустацию выпечки в классе).

16

Курьер

Распространение объявлений о дне открытых дверей, о начале работы воскресной школы

   

    Огромную помощь в знакомстве с различными профессиями оказали сами родители, одни провели встречи с детьми и рассказали о своих профессиях, другие подобрали загадки, но самым интересным оказались задания, которые составили родители по своей профессии.   Ребята с удовольствием и гордостью выполняли задания своих родителей, писали диктанты, решали задачи, кроссворды. Вот некоторые из этих заданий.

 

Домнина Александра

Папа: Домнин Валерий Юрьевич,  ЛУКОЙЛ – ТРАНС,  помощник машиниста

Задача:  На путях стоят 20 вагонов. Приехал первый тепловоз и забрал 7 вагонов, а второй  тепловоз поставил на пути 20 вагонов. Сколько вагонов осталось на пути?

 

Мокрушин Артём

Мама: Мокрушина Ольга Владимировна, Сбербанк России, операционист

Задача:  В банке работают два операциониста. За один день первый операционист обслужил 47 клиентов, а второй на 9 клиентов больше, чем первый. Сколько клиентов за один день обслужили оба операциониста?

 

Дарьина Полина

Мама: Дарьина Наталья Валентиновна,  Детский сад № 209, воспитатель

Задача: В детском саду четыре группы. В младшей группе 20 детей, в средней 23 ребёнка.  В старшей группе на 6 детей больше, чем в младшей, а в подготовительной группе на 4 ребёнка меньше, чем в средней. Сколько детей в детском саду?

 

 

Вотинцева Вика

Мама: Вотинцева Елена Анатольевна, врач окулист

Задача: В очереди к врачу окулисту стояло 10 человек. Через 1 час осталось не принятых ещё 5 человек. Сколько человек принял врач за 1 час? Сколько времени тратит врач на одного пациента?

 

Тимшина Настя

Мама: Тимшина Наталья Владимировна, юрист

Диктант: Профессия юриста по праву считается одной из самых древних и уважаемых. Адвокаты, юрисконсульты, прокуроры, нотариусы, судьи и следователи обеспечивают выполнение законов и подзаконных актов, а также гарантируют неотвратимость наказания в случае их не соблюдения.

    Лишь несколько веков спустя юриспруденция  оформилась как наука.  Профессия юриста – это,  прежде всего,  огромный уровень ответственности. В руках специалиста порой находятся судьбы людей, предприятий и даже государств.

 

Москова Вероника

Мама: Москова Оксана Сергеевна, СЮТТиЭ, секретарь

Задача: За один день секретарь напечатала и отправила четыре письма, после этого осталось отправить ещё 12 писем. За сколько дней секретарь сможет выполнить эту работу?

Папа: Воганов Георгий Владиславович, водитель

Задача:  За день водитель проезжает 20 км. Сколько км проедет водитель за пять дней?

 

Сучихин Миша

Папа: Сучихин Сергей Львович, инженер-строитель

Задача: При ремонте квартиры в детской комнате было уложено 14 кв.м ковролина, а в зале на 4 кв.м больше. Вычисли жилую площадь квартиры, где уложен  ковролин.

 

Диктант: Инженер – профессия уникальная. С одной стороны  - это технические специалисты, занимающиеся проектированием и расчетами, с другой – это творцы, которые изобретают и придумывают необыкновенные механизмы и устройства. Одним словом – это одна из самых интересных профессий, позволяющая её обладателю полностью реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание

 

Султангулов Денис

Папа: Султангулов Ринат Алхасович, Станция Пермь – II, слесарь-электрик

Кроссворд:    1. Что тянет вагоны.

  1. Дорога, по которой идут поезда.
  2. Он состоит из локомотива и вагонов.
  3. Фирменный поезд Пермь – Москва.
  4. Регулирует движение поездов.

 

Ответы:  локомотив, рельсы, поезд, «Кама», светофор.

 Рожков Игорь

Мама: Рожкова Анастасия Сергеевна, бухгалтер в мебельном магазине.

Кроссворд:

По горизонтали: 1. Что стоит в каждой комнате.

  1. Человек, который продаёт товары.
  2. Что покупают в коридор.

По вертикали:     2. Человек, который собирает мебель.

  1. Что кладут на кровать.

 Ответы: мебель, сборщик, продавец, матрац, прихожая.

Вычигин Андрей

Папа:  Вычигин Алексей Анатольевич, мастер по пошиву и ремонту обуви

Кроссворд:

По горизонтали: 2. Есть у любого зверя и обувщика.

  1. Изогнутый инструмент для шитья обуви.
  2. Верёвочка, которая используется для завязывания обуви.
  3. Из этого материала шьют обувь.

По вертикали:     1. Кто шьёт обувь?

  1. Что приколачивают к каблуку?
  2. Вещество для соединения деталей обуви.
  3. Острый металлический стержень для прокалывания отверстий.

 

Ответы:

По горизонтали:  лапа, клинок, шнурок, кожа.

По вертикали:     сапожник, набойка, клей, шило.

 

Лобанова Саша

Мама: Лобанова Оксана Сергеевна,  СУ СПУ «Уральское подворье», преподаватель

Кроссворд:

По горизонтали: 1. Натуральное число.

  1. Наука о числах и операциях с ними .
  2. Основное неопределяемое понятие геометрии.
  3. Прямая линия, которая имеет начало и конец.

По вертикали:     1. Знаки, с помощью которых записываются числа.

  1. Действие, обратное действию умножения.
  2. Единица измерения углов.
  3. Инструмент для проведения прямых линий.
  4. Прямоугольник с равными сторонами.
  5. Компонент при умножении.

Ответы:

По горизонтали:  единица, арифметика, точка,  отрезок.

По вертикали:     цифра, деление, градус, линейка, квадрат, множитель.

Шушаков Сергей

Мама:  Шушукова  Елена Сергеевна, детский сад, воспитатель

Задача: В группе 20 детей. На Новый год мальчики были гномами, их две четвертых от всех детей. Сколько было девочек снежинок, если три девочки конфетки?

Кроссворд: 1.  В школе уроки, а в детском саду…?

  1. У нас класс, а детском саду…?
  2. Утром всегда делают …
  3. В детском саду много…
  4. Что дети не любят на полдник?
  5. После занятия в детском саду всегда …
  6. В детском саду обязателен дневной …
  7. Детская болезнь, которую маскируют зелёнкой.
  8. В Новый год водим хоровод вокруг…
  9. В театральных спектаклях дети играют свою …
  10. Любимая подвижная игра мальчиков.

 

Ответы: занятия, группа, зарядка, игрушки, молоко, прогулка, сон, ветрянка, ель , роль, футбол     Ключевое слово: воспитатель

Нургалеева Милена

Мама:  Нургалеева Оксана Вячеславовна, флорист

Кроссворд «Цветы»:

По горизонтали: 1. Я шариком пушистым белею в поле чистом,

                                     А дунет ветерок – останется лишь стебелёк.

  1. Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдёшь.

                                     Ярко синий и пушистый, только жаль, что не душистый.

  1. Чашечки и блюдца не тонут и не бьются.
  2. Лик пахучий, а хвост колючий.

По вертикали:     1. Стоят в лугах сестрички.

                                    Золотой глазок, белые реснички.

  1. Пробивается росток, удивительный цветок.

                                      Из-под снега вырастает, солнце глянет – расцветает.

  1. Белые горошки на зелёной ножке.
  2. Эх, звоночки, синий цвет,

                                     С язычком, а звона нет.

  1. Солнце жжёт мою макушку,

                                      Хочет сделать погремушку.

  1. Профессия: Цветочки, бабочки, улыбки…

                                                             Делает букеты из цветов:

                                                          Для мамы, бабушки, сестрички.

 

 

Ответы:

 

По горизонтали:  одуванчик, василёк, кувшинки, роза.

По вертикали:   ромашки, подснежник, ландыш, колокольчик, мак, флорист.

 

Колчина Софья

Папа: Колчин  Андрей Валерьевич, мебельщик

Задача: Собирая книжный шкаф, Олег забил 10 гвоздей, Павел 13, а Андрей на 3 гвоздя больше, чем Павел. Сколько гвоздей забили они вместе?

Мама: Колчина Любовь Сергеевна, парикмахер

Кроссворд:

По горизонтали: 1. Это делают с помощью ножниц.

  1. Им сушат волосы.
  2. Человек, выходя из салона, смотрится в …

По вертикали:     1. Это наносят на волосы для изменения цвета.

  1. Это есть у парикмахера и каждого на уроке технологии.
  2. Человек работает в салоне.

Ответы:

По горизонтали:  стрижка, фен, зеркало.

По вертикали:     краска, ножницы, парикмахер.

            Таким образом, для начальной школы характерны игровые приемы и упражнения, которые помогают учителю в увлекательной для детей форме решать образовательные и воспитательные задачи в ходе профориентационной работы.


Количество коментариев: 0