Статья: "Адаптационный период в детском саду"

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В ДЕТСКОМ САДУ

Адаптация к детскому саду тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. Ребёнок сталкивается со следующими изменениями в своей жизни:

 

 

  • четкий режим дня;  
  • отсутствие родных рядом;
  • длительный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться незнакомому взрослому;
  • резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
  • особенности нового пространственно-предметного окружения.

 

Выделяют три фазы адаптации

  1. Острая фаза, или период дезадаптации – в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушения сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.

2.Собственно адаптация – в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализует поведение.

3.Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряет темп развития психологических процессов.

Период адаптации может длиться от одной-двух недель, до трех-четырех месяцев и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребенка, от особенностей нервной системы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ошибки родителей во время адаптации ребенка в детском саду

Чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления у родителей:

  • в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
  • начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);
  • обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка.

 

 

 

 

 

 

Адаптирующегося родителя отличает:

  • повышенная тревожность;
  • обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
  • преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
  • повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
  • многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы уменьшить стресс  адаптирующего ребенка

 

Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.

В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно.

Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.

Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.

Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

 

Приёмы, облегчающие ребёнку утренние расставания

Научитесь прощаться с ребёнком быстро. Не затягивайте расставание.

Положите малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещицу, которая будет напоминать о вас и о том, как сильно вы его любите.

Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребёнка, если хотите, чтобы он вам доверял.

Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его, например, всегда целуйте ребёнка в щёчку, а потом нежно потритесь носиками или что-нибудь подобное.

Не пытайтесь подкупить ребёнка, чтобы он остался в детском саду за новую игрушку.

Четко дайте ребёнку понять, что какие бы истерики он не закатывал, он всё равно пойдёт в детский сад. Если вы хоть раз ему поддадитесь, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами.

 


Количество комментариев: 0