Статья: "СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО"

 

СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО

Торхова Н.В., воспитатель

МБУ детский сад № 51 «Чиполлино»

г.о. Тольятти Самарской области

В период дошкольного возраста начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, именно поэтому в дошкольный период актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического образования дошкольников. Дошкольное учреждение является начальным звеном экологической системы. Педагог должен строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом. Дошкольное образовательное учреждение должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности каждого ребёнка. От меня, воспитателя, требуется не только дать детям систему знаний, умений и навыков, но и создать условия для развития познавательных и творческих возможностей дошкольников, воспитания личности.

Проанализировав ФГОС дошкольного образования, я сделала вывод, что необходимо «создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, а также развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка», «взаимодействовать с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе по средствам создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

В работе по экологическому воспитанию большую помощь оказывают родители. Они являются активными участниками многих мероприятий: экскурсий, прогулок, игр, развлечений, акций, выпуске листовок и экологических газет, анкетирований, проектов, проведение опытов и экспериментов.

Работа с родителями начиналась с опроса. На очередном собрании им было предложено анкетирование, какими они хотят видеть своего ребенка в будущем. Проанализировав ответы родителей, выяснилось, что кроме пожеланий здоровья, ума, и красоты, родителей хотят, чтобы ребенок вырос воспитанным гражданином, оберегающим природу, экологически-культурным человеком. В связи с этим, данное направление стало одним из приоритетных в сотрудничестве с родителями нашей группы.

В ходе работы родителям предлагалось сходить с детьми в парк, в лес, к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Было рассказано, какие книги можно прочитать с детьми, какие стихи разучить. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Для того чтобы закрепить проделанную работу родителей с детьми по познанию окружающего мира, одной из интересных форм сотрудничества стало оформление уголка природы. Родители приняли активное участие в подборе литературы для библиотечки уголка, по инициативе родителей дополнили имеющийся уголок комнатными растениями.

Настоящим открытием для родителей стали совместные детско-родительские проекты. Подготовка исследовательского проекта «Эта удивительная соль», по словам детей и родителей, подарила много интересного и познавательного от работы с энциклопедиями, с интернет – источниками. Когда дети в группе рассказывали о своих открытиях, они делали выводы, что соль – это важный компонент для клеток крови. Рассказывая о подготовке проекта, дети получали огромное удовлетворение от проделанной совместной работы.

На одном из родительских собраний, родители предложили организовать проект «Огород на окошке». Дети и родители приносили различные семена, например, лук, огурцы, совместно с родителями сажали их в контейнеры и сочиняли экологическую сказку. Дети с восторгом рассказывали о результатах своего труда.

Многое зависит от уровня экологического воспитания ближайшего окружения – сверстников, педагогов и родителей, характера взаимоотношений с детьми, уровня личностного экологического роста. По нашему мнению, родители являются отличными примерами для своих детей.

Также одной из интересных и действенных форм является проведение различных акций, направленных на формирование экологических качеств у детей. Например, акция «Сохраним планету зелёной», которая помогала закрепить знания детей. Родители сажали цветы, поливали, капали и сажали огород. Они призывали родителей и воспитателей других групп принять участие в данной акции, старались выразить свою позицию в понятии – зелёная планета: доброжелательное отношение к природе и её обитателям, озеленение клумб и цветников.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей залажилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой.

В результате проделанной работы есть положительные результаты: повысился уровень экологической культуры не только у детей, но и у родителей. Это показало анкетирование: большинство родителей имеют представление о понятии экологическая культура - многие считают необходимым осуществление экологического воспитания ребенка не только в детском саду, но и в семье.

Список литературы

1. Жерневская, Т.В., Мальтнова, Л.А. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников / Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007.

2. Зенина, Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. 2000.

3. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание дошкольников / С.Н. Николаева // Педагогика. 2007.

 


Количество коментариев: 0