Статья: "Сборник методических рекомендаций «Слушаем музыку вместе с малышом»(для родителей детей от 0 до 3 лет)"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

 

 

«Слушаем музыку вместе с малышом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

 

 

 

Содержание:

 

        Введение……………………………………………………………………………………4

1.«Что слушать?» ………………………………………………………………………….6

  1. «Как влияет классическая музыка на малышей?» …………………………………… 6
  2. «Как слушать? Когда начинать?..………………………………………………………7
  3. «Какая классическая музыка для малышей подходит лучше всего? Что включать?…………………………………………………………………………………...9

 

  1. Примерный список классических произведений для прослушивания с малышом…………………………………………………………………………………..10

 

  1. Рекомендации музыкальных произведений для корректировки психоэмоционального состояния ребёнка……………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………………………….….12

Список литературы……………………………………………………………………….13

 

 

 

Введение

         Уважаемые родители, здесь вы узнаете, когда и как начинать знакомить малыша с музыкой и какие конкретно композиции включать малышу для прослушивания.

Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.

Специалисты-психологи по перинатальному, то есть дородовому воспитанию детей утверждают, что: дети в утробе матери хорошо слышат; они узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости; отличают интонацию: при нервной и встревоженной у них учащается сердцебиение, при спокойной и размеренной – приходит в норму; реагируют на музыку. Тревожная музыка – и на личике не родившегося ребенка появляется напряжение; спокойная вызывает умиротворение; а веселая – оживление. Но как же мы, родители, развиваем этот дар? Как правило, недостаточно. В результате упущено время, начинается угасание возможностей к развитию музыкальных способностей. Так не будем же терять время и сразу же начнем с прослушивания музыки – одного из основных разделов музыкального воспитания.

     Ребенку нужно помочь и понять прекрасное. Взрослые должны научить его видеть красоту в природе, в труде, искусстве. Научить волноваться, слыша трель соловья, журчание ручья, преображая природу, быт народа, не оставаться равнодушным к хорошей картине, памятнику архитектуры, музыке. Восприимчивость к красивому не только обогащает его духовно, но и направляет его поступки, поведение на добрые дела, или как говорил композитор Д. Б. Кабалевский: «Прекрасное побуждает доброе», поэтому одной из задач воспитания ребенка в семье является у него развитие чувства прекрасного, то есть эстетической восприимчивости ко всем к окружающему.
Воспринимая музыку, ребенок глубже чувствует и осознает окружающее.
Музыка будет его мысль и чувства, Развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус.

          От природы каждый ребенок музыкален. К сожалению, многие родители еще, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке. А если ребенок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке не обязательно.
Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребенок всегда эмоционально реагирует на нее. К тому же главным является не само по себе обучение к музыке, а воздействие музыке на общее развитие и духовный мир ребенка.

       Родители должны всячески поощрять и поддерживать эмоции ребенка и его интерес к слушанию музыки. Так как слушание музыки является самым доступным средством приобщения ребенка к музыкальному искусству. Слушание музыки вызывает у ребенка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни.

 

 

     

 

 

 

  1. «Что слушать?»

       Согласитесь, когда мы задумываемся, о том, какую музыку включить малышу, первое, что обычно приходит нам на ум, — это детские песенки типа «Чунга-Чанга». Нет, я вовсе не хочу сказать, что ребенку нельзя слушать веселые детские песенки, без них никуда. Но если уже сейчас, в самом раннем возрасте, ограничить прослушиваемый малышом репертуар только такой «несложной» музыкой, в дальнейшем привить любовь к истинным музыкальным произведениям будет нелегко и, более того, малыш, скорее всего, будет настаивать на том, чтобы вы их немедленно выключили.  

        И это неудивительно, ведь с самого раннего возраста он ничего другого не слышал! В его сознании уже сформировались определенные представления о музыке, и воспринимать более сложные музыкальные произведения он не в состоянии.

      Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы с самого раннего детства малыш знакомился с классической музыкой. Масару Ибука, автор книги «После трех уже поздно» пишет «Если у ребенка в мозгу, который еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы».

  1. «Как влияет классическая музыка на малышей»
  • Прослушивание классической музыки развивает умение воспринимать и ценить произведения искусства, «пропускать через себя» эмоции и ощущения от услышанного. Замечено, что дети, которые слушают много классической музыки, способны к более выраженным и глубоким эмоциям, обладают более тонким восприятием мира и людей.
  • У ребенка, с раннего детства слушающего классическую музыку, лучше развиты творческие способности, внимание, воображение и абстрактное мышление. Ведь его ухо «приучено» улавливать различные музыкальные интервалы, долготу и высоту звуков.
  • Ученые выяснили, что музыка не только развивает детей, обогащает их внутренний мир, но и влияет на их здоровье, гармонизирует психологическое состояние. Результаты исследований показали, что младенцы, которые постоянно слушают классическую музыку, лучше справляются с неврологическими нарушениями.
  1. «Как слушать? Когда начинать?»

 

       Слушать классическую музыку можно начинать с самого рождения. Или даже до рождения, ведь, находясь у мамы под сердцем, малыш уже все слышит и запоминает. Но если ваш малыш уже не новорожденный, вы все равно никуда не опоздали. Не задумываясь, приступайте к прослушиванию музыки прямо сейчас, в этом деле начинать никогда не поздно!

      Вы можете иногда включать музыку пока занимаетесь делами по хозяйству, а малыш смотрит на вас из своего гамака или стульчика. И малыш развивается, и у вас немного времени для домашних дел появляется. Включать музыку также можно фоном во время игр, массажа, купания и т.д. Однако помните, что музыка не должна играть постоянно. Включайте музыку 1-2 раза в день, минут на 15-30.

     Слушание надо подкреплять словом «музыка». Услышав его, ребёнок будет усаживаться на ковре, на стульчике в ожидании музыки. Вы включаете магнитофон, и   ваш малышок слушает секунд 20-30. По окончании звучания Вы накрываете источник музыки, например, платком, и говорите: «Где музыка? Нет музыки!» Малыш с явным удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, бежит (возможно, подползает) и сдёргивает платок. Потом возвращается на своё место и ждёт, что Вы снова включите магнитофон. После такой подвижной паузы он слушает музыку с новым интересом.

     Время от времени обращайте внимание малыша на произведения, давая короткие характеристики: «Посмотри какая медленная (быстрая, веселая, грустная, громкая, тихая) музыка», «Эту музыку написал Шуберт». Подбирайте как можно больше слов для характеристики мелодии, таким образом вы благотворно влияете на развитие речи ребенка. С 1,5 лет музыкальные занятия с малышом можно сделать более разнообразными и интересными.

Что делать до года?

 

      Первый год жизни. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10-12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4-5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.

До года малыши могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 20-30 секунд; затем следует сделать паузу – перерыв в 1-3 сек. – и продолжить слушание еще 20-30 секунд. В целом за одно занятие можно слушать музыку 2-3 минуты. Из классической музыки рекомендуем прослушивание миниатюрных пьес В. Моцарта для клавира, например, «менуэты» ранних опусов.

На втором и третьем году жизни

 

      Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

 

Дети второго года жизни могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1-2 сек.) и опять 40 секунд, пауза и т.д. В целом одно занятие длится 2-3 минуты. Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно зву­чащую музыку 1-1,5 мин., затем пауза и еще полторы минуты и т.д. Одно занятие – 4-5 мин. Цифры – секунды и минуты – приведены здесь для того, чтобы вы не завышали возможности маленького ребенка и в то же время знали, что слушание музыки вполне по силам малышу. Все зависит от его состояния на тот момент, который вы выбрали для слушания музыки. Когда вы видите, что малыш отвлекается, выражает неудовольствие – сократите время занятия или перенесите его на другое время дня.

      Третий год жизни. У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. 

       Вовлекайте кроху не только как пассивного слушателя, но и как активного: предлагайте потанцевать под музыку, потопать ножками, похлопать в ладоши.

  1. «Какая классическая музыка для малышей подходит лучше всего?

Что включать?»

 

       При выборе композиций для малыша руководствуйтесь такими правилами: музыка должна быть светлой, гармоничной, умиротворенной и приятной на слух. Лучше избегать трагических и тревожных композиций. Немецкие ученые, изучающие влияние классической музыки на малышей, в основном рекомендуют давать слушать младенцам Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха. Особенно выделяют произведения Моцарта, их отличает простота и гармоничность. Этот великий композитор приступил к работе в возрасте четырех лет, возможно, поэтому он наилучшим образом сумел передать то настроение, которое порадовало бы детей. Поэтому из творчества Моцарта ребенку можно включать практически все, пожалуй, только за исключением «Реквиема».

  1. Примерный список классических произведений для прослушивания с малышом

     -  Моцарт «Колыбельная», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш», «Дон жуан», да и практически все его произведения, за исключением трагических;

   - Вивальди А. «Времена года»;

   - Произведения Баха И.С. (не в исполнении органа);

   - Чайковский П.И. «Детский альбом», «Времена года», музыка из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»;

  - Прокофьев С.С. «Детская музыка», вальс из балета «Золушка»;

  - Шопен Ф. «Мазурка», «Прелюдия №15» («Капли дождя»);

  - Штраус И. «Увертюра к оперетте «Летучая мышь», «Императорский вальс», «Венский вальс»;

 - Шуберт Ф. «Вечерняя серенада», вальсы;

 - Бетховен Л.В. «Лунная соната», «К Элизе», «Мелодия слез»;

 - Брамс И. «Венгерский танец №5», «Венгерский танец №1»;

 - Глинка М.И. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»;

 - Лядов А.К.  «Музыкальная табакерка»;

 - Рахманинов С.В. «Итальянская полька»;

 - Лист Ф. «Грезы любви»;

 - Грибоедов А.С. «Вальс»;

 - Верди Дж. «Триумфальный марш».

 

  1. Рекомендации музыкальных произведений для корректировки психоэмоционального состояния ребёнка
  • Чтобы снять эмоциональное напряжение, успокоить малыша, а также гиперактивным детям подойдут Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор», ода «К радости», Бах «Итальянский концерт», «Кантата №2», Чайковский «Сентиментальный вальс», Моцарт «Маленькая ночная серенада» 2 часть, Дебюсси «Лунный свет», Шуберт «Аве Мария», Брамс «Колыбельная», «Зима» из «Времен года» Вивальди.
  • И наоборот, если вам необходимо немного активизировать ребенка, а также малышам, которые плохо сосут, помогут «Весна» из «Времен года» Вивальди, Чайковский «Спящая красавица», «Марш оловянных солдатиков» из балета «Щелкунчик» Чайковского, Бетховен увертюра «Эгмонт», Лист «Венгерская рапсодия №2», произведения Моцарта, Шуберта, Гайдна в темпе «аллегро» и «аллегро модерато».

Еще несколько советов для ваших музыкальных занятий

 

  • Сейчас продается немало сборников классической музыки для малышей, где произведения записаны в «специальной детской» аранжировке. Существует распространенное мнение, что для детей нужно все упрощать. Но это не так. Как я уже писала ранее, к какой музыке вы приобщите малыша с младенчества, такую он и будет воспринимать позднее. Малышам нужно предлагать вещи не проще, а лучше по качеству. Поэтому старайтесь избегать подобных сборников и включайте музыку в оригинале.
  • Не давайте малышу слушать музыку через наушники. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
  • Какой бы хорошей ни была ваша подборка классических произведений, никогда не забывайте петь вашему малышу. Ведь мамин голос для него – самая приятная мелодия.

Приятного вам прослушивания и гармонии в душе!

 

 

Заключение

      Слушание музыки — уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которое слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно.

     Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей. Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. Б.В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». При восприятии и анализе музыки, у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

     Слушание музыки — универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой — драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном.

     Систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений принесет большую пользу. Дети полюбят музыку, у них разовьется слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею. И в будущем не придется наблюдать такие явления, которые нередко бывают в оперных театрах — разговоры во время исполнения музыки. Это объясняется недостатком музыкальной культуры. Ее надо прививать детям начиная с раннего возраста.

 

 

Список литературы:

 

  1. Ветлугина Н. А. «Методика музыкального воспитания в детском саду» – М. : Просвещение, 1989.
    2. Кошелева А. Д. «Эмоциональное развитие дошкольника». – М. : Просвещение, 1985.
    3. Метлов Н. А. «Музыка детям» – М. : 1985
    4. Радынова О. П. «Слушаем музыку» – М. : Просвещение, 1990.
    5. Тарасова К. В., Рубан Т. Г. «Дети слушают музыку». М., 2001.

 

 

Интернет ресурсы:

  1. 1. http://www.2099.ru/2013/09/05/slushanie-muzyki-v-detskom-sadu-kak-osnovnojj-put-razvitiya-muzykalnosti/
  2. http://www.2099.ru/2018/04/15/slushaem-muzyku/
  3. http://www.2099.ru/2018/04/15/6559/
  4. https://vk.com/topic-37891310_31476928

5.https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/10/29/slushanie_muzyki_s_detmi_rannego_vozrasta.docx

 

 

 


Количество комментариев: 0