Статья: "Консультация для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения дошкольного возраста»"

Консультация для родителей

 «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения дошкольного возраста»

 

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленной на укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «Здоровьесберегающие технологии»

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период пребывания в ДОУ, сформировать необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни и научить использовать полученные знания в жизни.

 

Начиная работу по использованию в воспитательно-образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, воспитателями группы была изучена литература здоровьесбережению, а также задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

Основной общеобразовательной программой является «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» под редакцией М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. Также в своей работе пользуемся методиками Л. И. Пензулаевой «Физкультурные занятия с детьми», А. И. Фомина «Физкультурные занятия и подвижные игры в детском саду», Л. Н. Пензулаевой «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет», Г. Ю. Байкова, В. И. Моргачева «Реализация образовательной области «Физическое развитие».

В своей работе   мы применяем технологииразработанные В. Ф. Базарным, они не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления детей.

В его концепции имеются 4 основных момента:

1 момент: построение занятий с детьми в режиме «зрительных горизонтов» и подвижных объектов, т. е. дидактический материал максимально удален от детей и находится в движении по отношению к ним, и наоборот, дети двигаются по отношению к материалу.

2 момент: проводить специальные занятия по увеличению резерва зрения у детей.

3 момент: для тренировки мышц органов зрения, профилактики близорукости использовать методику простейших зрительно-координаторных тренажей, т. е. периодически дети выполняют упражнения, сопровождающиеся движением глаз и головы по четко запрограммированным траекториям (работа с сигнальными метками).

4 момент: все занятия. Независимо от раздела программы, проводятся в режиме «динамической позы», т. е. смены позы «сидя»«стоя»«лёжа».

 

В нашей группе реализуются следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. Сохранения и стимулирования здоровья ( динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры);
  2. Эстетической направленности(гимнастика: пальчиковая, артикуляционная, зрительная, дыхательная, бодрящая, корригирующая);
  3. Обучения здоровому образу жизни (физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «здоровье», самомассаж, точечный массаж, утренняя гигиеническая гимнастика);
  4. Коррекционные(технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая ритмика).

Двигательная разминка проводится в перерывах между занятиями. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей.

Физкультминутки проводятся с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне.

Подвижные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми. Предусмотренные планированием игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Игры  способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья малышей.

Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Технология музыкального воздействия позволяет корректировать эмоциональный фон ребенка. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Необходимо учитывать, что она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).

Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.  

Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и  выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег).

Сказкотерапия. Игра тесно связана со сказкой. Многие игровые технологии, применяемые на занятиях, сопровождаются сказками, которые придумывают, как педагог, так и сами дети, дополняя фантазии друг друга. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти.

Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо- и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.

Артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

 

Пальчиковая гимнастика проводится во время НОД, систематические упражнения пальцев развивают у детей мелкую моторику и координацию движений рук,  превращают процесс обучения в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но 
и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим  точечный массаж является  профилактикой простудных заболеваний.

Игровой   массаж в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяет организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха, релаксационные паузы, и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях.

Упражнения с использованием «Су-Джок» развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма. Основные приемы «Су-Джок» терапии - это массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, а так же массаж стоп.

Кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, улучшает у ребенка пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Гимнастика для глаз. Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физкультминуток или минуток отдыха, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику для глаз.

 

Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры, использовать стихи и потешки.

Упражнения с бусами, сортировка эффективны для повышения остроты зрения, способствуют формированию бинокулярного зрения, у ребенка совершенствуются навыки точных движений руки под контролем зрения, развивается зрительно-тактильная координация.

Тренажер Базарного, видеоазимут, лабиринты.

Эти тренажеры предполагают слежение глазами по указанной траектории. Можно следить глазами за указанной траекторией и дополнять упражнение движением указательного пальца. Они улучшают остроту зрения, влияют на развитие прослеживающей функции глаз.

Пальминг

Является разновидностью гимнастики для глаз и одновременно помогает им отдохнуть. Этот метод используют на занятиях после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты.

Регулярное использование методов и приемов здоровьесберегающих технологий способствует повышению остроты зрения, развитию двигательных функций глаз, развитию бинокулярного зрения; активному развитию общей, мелкой моторики и координации движений, нормализации речевого дыхания, улучшению ритмико-интонационной стороны речи, повышению речевой активности детей, повышению познавательной активности, улучшению психо-эмоционального самочувствия и здоровья детей, улучшению соматических показателей здоровья дошкольников и обеспечивают положительные результаты в процессе обучения.

                          

     Воспитатель: Лицова Л.Н.


Количество комментариев: 0