Статья: "Какие трудности обучения могут возникнуть в связи со спецификой развития эмоциональной сферы и особенностями развития волевой сферы детей с ОВЗ"

 Какие трудности обучения могут возникнуть в связи со спецификой развития эмоциональной сферы и особенностями развития волевой сферы детей с ОВЗ

Вопросы об особенностях эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ являются одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоционально-волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.

Л.С. Выготский подчеркивал, что эмоциональная сторона личности имеет не менее важное  значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. То, как будут усваиваться полученные в процессе воспитания знания и умения, и как, ради достижения каких целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и к окружающей предметной среде.

Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей. Дает возможность  человеку познать  самого себя, свои возможности, способности, достоинства  и недостатки.

  Изучение особенностей развития дошкольников с ОВЗ  представляется важным как для более глубокого понимания детей данной категории, так и для совершенствования методов психологической дифференциальной диагностики по отношению к ним и осуществления полноценной коррекционной работы.

У учащихся с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют самостоятельность и целеустремленность, они легко внушаемы. Они  некритично  воспринимают  указания  и советы  окружающих людей, им свойственно отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания с собственными интересами и склонностями. Так, например, они легко отвлекаются от выполнения нужного дела, легко поддаются на провокацию  поиграть, развлечься.  Могут проявлять неслыханное упрямство даже тогда, когда им приводят разумные доводы. Такие контрасты в проявлении воли являются результатом незрелости личностной сферы.

Незрелость личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья проявляется в ряде особенностей его  эмоциональной сферы. Эти особенности накладывают отпечаток на весь психический облик ребенка и обусловлены, в первую очередь, спецификой  развития его потребностей, мотивов и интеллекта.

Симптомами нарушения эмоциональной сферы является раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Кроме того у детей часто бывают неадекватные  по своей динамике, воздействиям внешнего мира эмоции и чувства. Одни из них очень легко, поверхностно реагируют на объективно тяжелые жизненные ситуации. Для них также свойственны перемены в настроении.  Другая категория детей склонна к чрезмерным и долгим переживаниям по незначительному поводу. Для обеих групп характерна неадекватность реакции на те,   или иные воздействия, только у первой группы преобладает процесс возбуждения, у второй  - процесс торможения.

Слабость интеллектуальной регуляции чувств детей с ограниченными возможностями здоровья, а также незрелость, примитивность его мотивационно – потребностной  сферы приводит к более позднему и затрудненному формированию высших чувств: ответственности, совести, товарищества и т. п. Их нравственные чувства отличаются малой степенью осознанности, часто существуют только на уровне знания.

 Специфичность волевой регуляции поведения детей с ограниченными возможностями здоровья связана с тем, что развитие психики происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловленных им вторичных осложнений.

Воля представляет собой сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Особенности волевых качеств у учащихся с ограниченными возможностями здоровья проявляются в том, что они: малоинициативные.  Они не  могут в достаточной степени проявлять волевые усилия; не в состоянии управлять волевыми действиями; не умеют действовать в соответствии с поставленными  целями; не могут подчинить свое поведение определенной задаче, спланировать свои действия; не в состоянии преодолевать встречающиеся трудности.

Коррекционно -  воспитательная работа по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной  и волевой сфере играет важную роль в развитии личности ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально – трудовой адаптации его в дальнейшем. Также в социально – трудовой адаптации важна самооценка ребенка.

  Определяющая роль в формировании адекватной устойчивой самооценки принадлежит окружающим его взрослым. Осуществляя процесс воспитания и обучения, оценивая деятельность, поступки, высказывания детей с ограниченными возможностями здоровья, учителя и другие специалисты, работающие с ними, оказывают направляющее воздействие на самооценку.

Таким образом, значимость эмоционально-волевых качеств личности для успешной учебной деятельности, указывают на необходимость проведения специальной коррекционной работы с детьми данной категории. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода.

От педагогов и родителей требуется особенно внимательное, спокойное и тактичное отношение к ребенку с ОВЗ. В педагогической работе следует опираться на положительные черты характера личности ребенка, активное использование приемов поощрения, воспитания на положительных примерах, отвлечение от неблагоприятно действующих моментов и сторон окружающей жизни.

В процессе  работы с детьми с ОВЗ,  необходим спокойный, ровный тон, доброжелательность в сочетании с требовательностью, отсутствие разнонаправленных установок при организации деятельности и поведения ребенка.

 

 

 


Количество комментариев: 0