Статья: "Трудности в овладении первыми словами"

трудности в овладении первыми словами

Овладение первыми словами у всех детей происходит в разные сроки. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов. Но если до 2 – 2,5  лет ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к малышу и попытаться помочь ему заговорить. Прежде всего, нужно понять, почему он так долго молчит.  Причины задержки речи могут быть различными. Самые типичные варианты речевых трудностей у детей 2 – 2,5 лет.

  1. Задержка на стадии называния. Ребенок, овладевший умением обозначать словом предмет, может надолго остаться на уровне простого называния, когда слово произносится только под влиянием образца взрослого. В конкретной ситуации называние есть, а в реальном взаимодействии с людьми речь заменяется жестами, движениями.
  2. Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым. Это когда общение ребенка со взрослым сводится к выражению взаимной любви, обмен улыбками, а слово в прямом смысле является лишним, потому что и так все понятно.
  3. Ориентация на предметный мир может стать причиной трудностей в овладении речью. Дети играют с предметами, издают радостные вокализации, проявляют двигательную активность. Внешне кажется все благополучно, но наблюдение за характером их действий позволяет говорить о «выпадении» из ситуации общения с окружающими. Ребенок, занимающий себя сам, подолгу сосредоточивающийся на предметах, не стремящийся к постоянному взаимодействию с окружающими - явление неблагоприятное.
  4. «Детские слова» - могут препятствовать развитию нормальной человеческой речи. Причина употребления детских слов (бу-бу, ня –ка и т. д.) кроется в несовершенной артикуляции. Речевой слух ребенка выхватывает лишь куски, чаще всего окончания произносимого слова. Поэтому взрослые должны обращаясь к ребенку, четко и ясно произносить отдельные слова, глядя ему в глаза и добиваясь от него внятного произношения.
  5. Стремительность речевого развития. Этот вариант противоположен всем предыдущим. Ребенок рано начинает говорить почти развернутыми правильными предложениями, что вызывает гордость у родителей. С ним постоянно разговаривают, учат, его с интересом слушают. Но иногда такой ребенок плохо спит. Плачет во сне. Его мучают страхи. Он становится вялым и капризным. Это происходит потому, что его неокрепшая нервная система не справляется с потоком информации, который обрушивается на его голову. Чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять, играть в простые детские игры. Ни в коем случае не перегружать новой информацией. 

Случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Следует внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер.  Вовремя заметив те или иные нарушения, можно значительно помочь своему ребенку и сократить время коррекции.

 

МБДОУ № 44 города Белово        

 Учитель – логопед З. Д. Загнеева


Количество комментариев: 0