Статья: "Консультация:"Готовим руку к письму"."

Консультация для родителей

 «Готовим руку к письму»

В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное писание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо, ребенок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки. Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику

Дети 5-6 лет с трудом ориентируются при письме в пространственных характеристиках: правая и левая сторона, верх — низ, ближе — дальше, под — над, около — внутри и т.д.

 О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.

Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

 Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

  • Пальчиковая гимнастика. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений.
  • Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным материалом. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие. Детям предлагается: сортировать по цвету, форме, размеру, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек и т.д.
  • Занятия с пластилином.
  • Шнуровки. Застёжки.
  • Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.
  • Игры с мозаикой, пазлы.
  • Вырезание ножницами. Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости.
  • Рисование различными материалами — ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.
  • Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликации. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.
  • Графические упражнения. «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй узор по точкам», «Соедини точки» и др.
  • Штриховка. Правила штриховки: Штриховать только в заданном направлении. Не выходить за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, с наклоном сверху вниз и снизу вверх важно при формировании почерка.

  • Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами. Самый короткий путь к учебе - через игру и живой интерес. Важно, чтобы подготовка к письму не превращалась в скучную механическую работу. Поэтому вы должны заинтересовать ребенка, увлечь его. Придумывайте различные истории, смешные задания. Например.

 

Игра «Дождик»

В верхней части листа нарисованы тучки, внизу небольшие круги – место приземления капелек. Задачи: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» капельки в круги. Эта игра развивает руку, глазомер, внимание, учит ориентироваться на листе бумаги.

Графическое упражнение «Нарисуй фигуры»

Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую одну маленькую. Дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

Игра «Ладошка»

Предварительная работа: на ватмане обвести ладошки детей.

Ход: родителям предлагается на каждом пальчике написать по одному качеству, которыми обладает ваш ребенок, а в середине написать или изобразить, как вы его ласково называете.

Игра:  «Попади в цель», «Лабиринты»
Задача ребёнка – как можно точнее провести линию, не отрывая руки:

-забрось мяч в корзину; - провести корабль коротким путём, чтобы он не сел на мель; - забей гол в ворота; - попади стрелой в центр мишени; - попробуй быстро проехать по «серпантину»;
    «Штриховка»
В трёх геометрических фигурах ребёнок должен выполнить штриховку: в квадрате – с сильным нажимом, в треугольнике – средним, в круге – слабым.
Можно применить разные способы штриховки.
«Упражнения на развитие координации» - обведите фигуру по контуру, обозначенному точками; - дорисуйте незаконченные контуры у геометрических фигур; - дорисуйте: половину матрешки, бабочки, жука и самолёта; - продолжите узор по клеточкам по образцу.
«Графический диктант»
Ребёнок проводит линии по клеткам в заданном направлении. Например: «одна клетка вправо, две вверх, одна вправо, две вниз. И.т.д.

 

В заключении хочется сказать, не жалейте время на игры с детьми. Ведь игры помогают ребятам развиваться, а значит это не пустая трата времени.


Количество комментариев: 0