Статья: "Консультация для родителей "Совместное чтение""

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

СОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ

При совместном чтении ведущая роль принадлежит взрослому, а ребенок выступает в роли слушателя.

Однако, не обязательно всегда читать только родителю. Весьма полезно для ребенка чтение взрослому, который не должен перебивать ребенка или торопить его "давай читай быстрее", не указывать ему сразу на ошибки. Обсудите все после того, как ребенок закончит чтение. Будьте терпеливы к чтению ребенка!

Совместное чтение способствует развитию ребенка, развитию его души, воспитывает внутреннего ребенка.

Чтение вслух - важнейшее средство построения взаимоотношений ребенка и взрослого, но таковым оно становится при выполнении рада условий:

- осмысление прочитанного, а не механическое воспроизведение текста;

- обязательное обсуждение прочитанного;

- формирование культуры чтения - необходимо обращать внимание ребенка на название и автора книги, учить внимательно рассматривать картинки, учить организовать место для чтения, бережно относиться к книге, соблюдать гигиену процесса (освещение, поза, расстояние от книги до глаз);

- расширение круга литературы для совместного чтения (учить ребенка выбирать книги разнообразные по тематике, по оформлению, по жанру);

- выразительное, неторопливое, эмоционально окрашенное чтение.

Необходимо помнить, что читая ребенку вслух, мы учим его правильно строить фразу, интонационно ее оформлять.

В процессе совместного чтения можно использовать следующие приемы:

- начать чтение и через некоторое время предложить ребенку придумать, что должно произойти дальше;

- чтение стихотворения с разными интонациями: весело, печально, и обсуждение, какая из них была правильная;

- чтение по ролям (взрослый говорит за одного героя, ребенок за другого, он начинает следить за смыслом, учится говорить с выражением, тренирует память);

- игра в "договорки", когда ребенок заканчивает текст словом, подходящим по смыслу (игра увеличивает запас слов ребенка, развивает чувство языка, учит слышать отдельные слова и их сочетания).

Рекомендации для родителей

- эмоционально настраивайтесь на совместное чтение, артистично подавайте материал;

- не торопитесь, обыгрывайте ситуации, создавайте голосом образы героев произведения, не произносите монотонно текст;

- будьте готовы отвечать на внезапно возникающие по ходу чтения вопросы и комментарии ребенка, что является сутью общения между взрослым и ребенком;

- не прерывайте ребенка требованием помолчать пока ему не дочитают, чтобы он не почувствовал себя менее значимым для взрослого по сравнению с самой книгой;

- не отказывайтесь от совместного чтения вслух, даже когда ребенок научился читать самостоятельно;

- сделайте совместное чтение своеобразным вечерним ритуалом перед сном!

Выбор книги

Все же, выбирая книгу для своего ребенка, родителям необходимо помнить, что она должна быть немного сложнее уровнем для понимания, на котором в данный момент находится ваш ребенок, что позволит совместно обсуждать непонятные моменты и уточнять понимание смысла прочитанного, одновременно демонстрируя ребенку собственную уверенность в его силах.

Требования к книгам

При существующем сегодня выборе книг родители могут затрудняться определить, какие из них годятся для чтения детям. Необходимо обязательно ознакомиться с иллюстрациями и текстом. Рисунки в книге должны быть реалистичными, добрыми, понятными, не слишком мелкими, соответствовать тексту. Текст книги должен быть понятным по смыслу, легко произносимым, соответствовать возрасту читателя, без произвольных сокращений, мешающих пониманию смысла текста, без сленговых выражений.

Какие же книги читать?

- Сказки народные, волшебные, авторские, стихотворные;

- истории про сказочных и про реальных животных;

- про маленьких волшебных человечков (Корлсон, Буратино, Незнайка);

- про детей, попавших в сказочный мир;

- про детей в реальной жизни;

- книги познавательного характера, обязательно красочные;

- любимые книги вашего детства.

УСПЕХОВ В СОВМЕСТНОМ ЧТЕНИИ!

 


Количество комментариев: 0