Статья: "Самообразование"

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад № 92 общеразвивающего вида»

 

Использование индивидуального подхода для обеспечения двигательной активности детей.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила воспитатель:

Машкалева М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

2016-2017 учебный год

Цель: укрепление здоровья дошкольников, развитие двигательных и физических качеств.

Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразования.

  1. Разработать перспективный план работы с детьми.

3.Подготовить педагогические наблюдения на начало и конец учебного года.

  1. Продолжать оформлять в группах мини-центр активности спортивный уголок «Спорт – это жизнь!».
  2. Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Движение - основа детского здоровья».
  3. Подготовить консультацию для родителей «Движение - это жизнь».
  4. Подготовить консультацию для родителей «Двигательная активность как средство укрепления здоровья дошкольников».
  5. Разработать памятку для родителей «Здоровье дошкольника».

Месяц

Формы работы

с детьми

Формы

с педагогами

Формы

с родителями

Сентябрь – октябрь

Педагогические наблюдения.

Изучение литературы по теме самообразования.

Продолжать привлекать родителей к оформлению спортивного уголка.

Ноябрь – декабрь.

Заучивание и выполнение ритмических и дыхательных гимнастик.

Рассмотреть формы двигательной активности, как средство оздоровления детей: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы.

Консультация

на тему «Специфика организации

индивидуального подхода в работе с детьми

дошкольного возраста».

Оформление папки-передвижки «Двигательная активность как средство укрепления здоровья дошкольников».

Оформление папки - передвижки «Движение - основа здоровья».

Январь - февраль

Рассмотреть формы двигательной активности, как средство оздоровления детей: гимнастика после дневного сна, физкультурные НОД, самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей.

Консультация «Индивидуальный подход к детям с учётом характера их двигательной активности». Познакомиться с литературой в периодической печати, интернет источниках.

Продолжать работать совместно с родителями проводить соревнования и эстафеты, продолжать работу над спортивным уголком.

Март – апрель.

Провести совместно с родителями спортивные соревнования и эстафеты.

Проведение акции: «Быть здоровым - здорово!».

Фотоотчет о проведении.

Оформление памятки для родителей. Тема «Здоровье дошкольника».

Май

Педагогические наблюдения.

Отчет о проделанной работе за учебный год.

Выставка фото детей в процессе занятий и игр.

1. Оформление папки - передвижки «Движение – основа здоровья». 2. Оформление папки - передвижки «Двигательная активность как средство укрепления здоровья дошкольников». 3. Выставка работ фото спортивных развлечений и эстафет. 4. Оформление памятки для родителей. Тема: «Здоровье дошкольника».

 

 

 

 

Используемая литература:

  1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе - 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 176 стр., ил.
  2. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Панорама, 2006.-с.76.
  3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. [Текст]:Пособие для воспитателей д/сада /Е.Н. Вавилова.- М.: Просвещение, 1986.- 128с.
  4. Иващенко О.Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке.//Дошкольное воспитание.- № 11.- 2007.- с.56-59
  5. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. – 127 стр.
  6. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.-М.:Мозаика-Синтез-,2004-.с.91-93.
  7. http://www.minibanda.ru/u/4697/note/ugolok-dvigatelnoj-aktivnosti-v-detskom-sadu
  8. http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/12/27/konsultatsiya-dlya-vospitateley-podvizhnye-igry-kak
  9. http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/01/21/fizminutki-v-detskom-sadu
  10. http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-specifika-organizaci-individualnogo-podhoda-v-procese-obuchenija-i-vospitanija-doshkolnikov.html

 

Приложение

Формы организации  двигательной активности детей.

Содержание «программы детского сада» предусматривает значительный объем знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно на занятиях по развитию математических представлений, речи, изобразительной деятельности и других, где дети находятся в малоподвижном положении. Во время таких занятий значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы кисти работающей руки; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии. Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжелой для дошкольников. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление тока крови и кровоснабжения мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению. Быстрая утомляемость, которая происходит вследствие истощения нервных клеток, особенно свойственна маленьким детям. Это обусловлено тем, что для дошкольников характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга. Утомление является основной причиной различных стойких нарушений функции коры, проявления нервности, что может привести к невротическим состояниям различной степени. Поэтому переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.

Основные признаки утомления (по Н. Аксариной):

                1.нарушение недавно сформированных умений;

                2.нарушение координации мелких движений, замедленность их;

                3.длительные отвлечения;

                4.примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание предметов и др.);

                5.появление ранее существовавших, но уже изжитых автоматических движений, например, сосание пальцев, раскачивание;

                6.повышенная раздражительность;

                7.зевота.

Исследования показывают, что первые признаки утомления появляются у детей группы подготовительной к школе – 12–14-й минуте  (Н.Терехова, М.Антропова и др.). Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физические упражнения. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного, вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению ее работоспособности. Одновременно происходит восстановление функций тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе. Физические упражнения особенно повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности.

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно - эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5- 6 часов.

Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности.

Двигательная активность (ДА) - суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.

В теории и методике физического воспитания выделяют:

- регламентированную двигательную активность;

- частично – регламентированную двигательную активность;

- нерегламентированную двигательную активность.

Регламентированная двигательная активность  - суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.

Частично-регламентированная двигательная активность - это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).

Нерегламентированная двигательная активность  - объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.

Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Поэтому

Повышение  двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной  продуманности, четкой организации режима детей:

- чередование  активной и пассивной деятельности;

- увеличение общей и моторной плотности всех форм физического воспитания;

- использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по физическому  воспитанию.

- отсутствие творчества в двигательной  деятельности.

Воспитатель, с учетом перечисленных отклонений, активизирует интерес к движению или учит управлять движениями и выполнять их точно, обогащает состав движений и содержание деятельности в целом или развивает двигательное творчество. Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.

Двигательная активность способствует:

  • повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
  • росту физической работоспособности;
  • нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
  • появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Первое место в двигательном режиме детей  принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям:

 - утренняя гимнастика;

 - гимнастика после дневного сна;

 - подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;

 - физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы  и т.д.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на  поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10-12 мин на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических  и погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, все форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.

Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.

Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:

Формы организации утренней гимнастики

  • Традиционный комплекс утренней гимнастики
  • Утренняя гимнастика в игровой форме
  • С использованием полосы препятствий
  • С включением оздоровительных пробежек
  • С использованием простейших тренажеров.

Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

Варианты гимнастики после дневного сна

- разминка в постели и самомассаж;

- гимнастика игрового характера;

- с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

- пробежки по массажным дорожкам.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Основными задачами проведения подвижных игр  и физических упражнений на прогулке, являются:

- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

- совершенствование, имеющихся у детей  навыков с основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

-  развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;

- воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни, игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где все переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. Игры часто подразумевают «исполнение» детьми определенных социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры для того, чтобы лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего я» (спортивные игры) и др.. Игра основана на восприятии определенных правил, тем самым ориентирует ребенка на соблюдение правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих, активно развитых способностей ребенка без использования методов принуждения. Из всего выше сказанного ясно какую роль должна занимать игровая активизация в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольника.

При правильной организации и содержании п/и у детей воспитывается внимание и наблюдательность. Дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.

Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.

 

 

Утренняя гимнастика

Значение утренней гимнастики прежде всего определяется повышением жизнедеятельности всего организма. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы - дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы.

Выполнение физических упражнений повышает уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной системы. Целый поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов - зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного - увеличивает работоспособность нервной системы и жизнедеятельность организма в целом.

Упражнения утренней гимнастки развивают мускулы, их силу, гибкость, подвижность суставов, улучшают работу координационных механизмов, углубляют дыхание, усиливают кровообращение, содействуют обмену веществ. Бег, прыжки тренируют сердце и легкие, приучая их к относительной выносливости.

Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Систематическое их повторение укрепляет двигательный аппарат ребенка. Так, например, использование упражнений, сближающих лопатки, укрепляет мышцы спины, живота, вырабатывает у детей правильную осанку, содействует выпрямлению позвоночника. Введение упражнений для укрепления свода стопы предупреждает плоскостопие.

Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми окнами в сочетании с закаливающими процедурами дает наибольший оздоровительный эффект.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения.

Таким образом, значение утренней гимнастики как физкультурно-оздоровительного процесса состоит в том, чтобы: «разбудить» организм ребенка, содействовать его переходу к более интенсивной деятельности; разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему; активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма; стимулировать работу внутренних органов и органов чувств; способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки; предупреждать возникновение плоскостопия.

 

Комплекс утренней гимнастики «Виды спорта» для детей подготовительной группы

Вводная часть

Ходьба в колонне с поворотами в углах (15 секунд). Ходьба на носках, пяточках (по 5 метров). Обычный бег (20 секунд). Бег с захлестыванием (20 секунд). Ходьба обычная (15 секунд).

Перестроение в три круга.

Основная часть

Упражнение «Спортсмены на тренировке». Исходная позиция: стоя, ноги врозь, руки на поясе. Рывки прямыми руками назад 5 раз - пауза. Повторить 5 раз. Темп умеренный. Показ воспитателя.

Указание детям: «Голову не опускайте, следите за спиной».

Упражнение «Штангисты». Исходная позиция: основная стойка, руки опущены, кисти сжаты в кулаки. 1-2 - с силой поднять руки вверх, разжать кулаки. 3-4 - вернуться в исходную позицию. Повторить 10 раз. Темп умеренный. Объяснение педагога.

Упражнение «Атлеты». Исходная позиция: стоя на коленях, голова вниз, руки на поясе. 1-2 - правую (левую) ногу отвести в сторону - вверх, держа голову прямо. 3-4 - вернуться в исходную позицию. Повторить по 5 раз каждой ногой. Темп умеренный. Объяснение воспитателя.

Указание детям: «Ногу поднимайте выше».

Упражнение «Гимнасты». Исходная позиция: основная стойка, руки на поясе. 1-3 - присесть, разводя колени в стороны; спина прямая. 4 - вернуться в исходную позицию. Повторить 8 раз. Темп медленный. Показ воспитателя.

Указание детям: «Туловище вперед не наклоняйте».

Упражнение «Пловцы». Исходная позиция: лежа на животе, руки под подбородком. 1-2 - поднять голову и верхнюю часть туловища, руки вытянуть вперед-вверх, прогнуться. 3 -4 - вернуться в исходную позицию. Повторить 8 раз. Темп умеренный. Показ ребенка.

Упражнение «Футболист». Исходная позиция: лежа на спине, руки в стороны. 1 - согнуть в колене правую ногу, 2-3 - бить правой ногой по воображаемому мячу. 4 - вернуться в исходную позицию. Повторить движения левой ногой. Повторить по 5 раз каждой ногой. Темп умеренный. Индивидуальные указания. Помощь.

Упражнение «Оздоровительный бег». Исходная позиция: основная стойка.

Бег на месте, высоко поднимая колени. Повторить 3 раза по 20 секунд, чередуя с ходьбой.

Заключительная часть

Упражнение «Отдохнем». Исходная позиция: ступни параллельно, руки опущены. 1-2 - поднять руки дугами через стороны вверх, потрясти ими.

-4 - медленно вернуться в исходную позицию. Повторить 7 раз. Показ ребенка. Темп медленный.

 

 

Гимнастика после дневного сна

Методика проведения гимнастики после дневного сна.

Здоровье - это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, это возможность оптимально выполнять адекватные возрасту биологические и социальные функции.

Для того чтобы совместно укреплять здоровье ребенка, необходимо четко знать: возрастные особенности физиологии детского организма на каждом этапе его развития и те мероприятия, необходимые для поддержания и улучшения его здоровья.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Общие задачи гимнастики:

  • Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника.
  • Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности.
  • Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки.

Комплекс гимнастики состоит из нескольких частей:

Гимнастика в постели

2 Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия

3 Дыхательная гимнастика

4 Индивидуальные задания

5 Водные процедуры

Пока дети спят, педагог готовит «холодную» комнату (игровую, где температура с помощьюпроветривания снижается вначале на 3-5 градусов, по сравнению с «тёплой» комнатой. Пробуждение происходит под звуки плавной музыки с постепенным нарастанием громкости.

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, комплекс упражнений начиная с головы до ног. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

Затем дети переходят в «холодную» комнату.

В «холодной» комнате дети выполняют корригирующую гимнастику: ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полу приседе на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, ходьба по корригирующим дорожкам. Важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Затем дети выполняют упражнения на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей можно использовать кубики, гимнастические палки, мячи, погремушки и т. д. Длительность этой части составляет 2-3 мин.

Затем выполняется дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика важна для восстановления сердечного ритма, снятия возбуждения, укрепления иммунитета, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Выполнение упражнения дыхательной гимнастики «Паровоз»: руки согнуты в локтях, ходить по игровой комнате делая попеременные движения руками и приговаривая: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ… Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 30 сек до 2-3 мин.

Затем проводится индивидуальная работа с детьми. Педагог организует её как самостоятельную деятельность детей. Например, дать детям задание собирать жёлуди, камушки и т. п. поочерёдно правой и левой ногой.

Заканчивается гимнастика водными процедурами (умывание).

Таким образом, данная форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. В течение года используются разные варианты гимнастики.

Общая длительность гимнастики после дневного сна для малышей составляет 7-10 минут, для старших дошкольников – 10-15 минут.

Комплекс №1

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ

«Змейка». И.п. - руки вверху, голова лбом касается пола. Потя­нуться руками вверх, максимально вытягиваясь в плечевых суста­вах и оттягивая носки ног - вдох. Расслабиться - выдох. Повто­рить 4 раза.

Упражнения на тренировку пресса. И.п. - руки согнуты в локте­вых суставах, подбородок на тыльной поверхности кистей, поло­женных друг на друга. Приподнять ноги над полом, развести ноги прозь, соединить и опустить в и.п. Повторить 3-4 раза.

«Полурыбка». И.п. - руки вверху, голова лбом касается пола. При­поднять ноги над полом и держать их на 6 счетов. Повторить 3- 4 раза.

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ НА КОЛЕНЯХ

Дыхательное упражнение. И.п. - стоя на коленях, руки согнуты в локтях перед грудью. Вдох - сжать пальцы в кулак. Выдох - разжать. Соблюдать пропорцию: выдох в 2 раза продолжительнее вдоха.

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА СПИНЕ

«Змейка». И.п. - ноги согнуты в коленях, стопы на полу, руки вверху. Вдох - потянуться руками вверх и, напрягая мышцы спи­ны, максимально выпрямить спину. Выдох - расслабиться. Повто­рить 4-6 раз.

Упражнение на координацию. Поочередно поднимать правую руку и левую ногу. Держать на 4 счета. Затем поднимать левую руку и правую ногу. Повторить 4-6 раз.

«Горка».

И.п. - лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты, стопы на полу. Выдох - опираясь на стопы и плечи, поднять над полом спину и таз. Вдох - вернуться в и.п. Повторить 4- 6 раз.

Комплекс №2

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ

Дыхательное упражнение. Кисти рук слегка касаются одна дру­гой, голова опущена, пятки вместе. Поднять голову - вдох, опус­тить - выдох. Повторить 2-3 раза.

«Ласточка». И.п. - руки вдоль туловища, голова лбом касается пола, ноги лежат на полу, пятки вместе. Вдох - приподнять над полом плечи, голову, руки развести в стороны, ладошки развернуть так, чтобы большой палец «смотрел» в потолок. Удерживать такое положение на 4 счета. Выдох - вернуться в и.п. Повторить 4- 6 раз.

«Ножницы». И.п. - то же. Поднять прямые ноги над полом, раз­водить и сводить их до 6 счетов. Повторить 3-4 раза.

 

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ НА КОЛЕНЯХ

Наклоны. И.п. - стойка на коленях, руки внизу. Наклон назад с прямым туловищем. Повторить 4-6 раз.

 

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА СПИНЕ

Упражнение на тренировку пресса. И.п. - лежа на спине, руки - «большие крылышки». Выдох - сесть прямо, держа руки в поло­жении «большие крылышки». Вдох - вернуться в и.п. Повторить 2-3 раза.

Дыхательное упражнение «Диафрагмальное дыхание». И.п. - лежа на спине, одна рука на животе, другая - на груди. При вдохе высо­ко поднять брюшную стенку, при выдохе опустить, втягивая живот. Повторить 2-3 раза.

Упражнение на тренировку пресса. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать ноги под углом 45° и дер­жать их на 4 счета. Повторить 4-6 раз.

Комплекс №3

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ

Дыхательное упражнение. И.п. - руки вперед, голова лбом каса­ется пола. Вдох - сжать ладони в кулак. Выдох - разжать их.

Упражнение на координацию. И.п. - то же. Приподнять над по­лом прямые правую руку и левую ногу, держать их в таком поло­жении на 4 счета. Затем вернуться в и.п. Повторить упражнение, поменяв руки и ноги. Повторить 4-6 раз.

«Рыбка». И.п. - то же. Приподнять голову, плечи, руки и ноги слегка над полом. Держать на 4 счета. Дыхание произвольное. Повторить 4-6 раз.

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ НА КОЛЕНЯХ

Приседания. И.п. - сесть на пятки, руки к плечам. Вдох - встать в стойку на коленях, руки вверх. Выдох - вернуться в и.п. Повто­рить 4-6 раз.

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА СПИНЕ

«Велосипед». И.п. - то же. Одновременно сгибать и разгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах, имитируя езду на ве­лосипеде. Движение выполнять двумя ногами вместе. Дыхание не задерживать.

Дыхательное упражнение. Вдох - поднять руки вверх. Выдох - опустить вниз. Повторить 2-3 раза.

Упражнение на равновесие. Сесть по-турецки, поднять руки, сцеп­ленные в «замок», вверх, потянуться и встать на ноги.

 

Подвижные игры и физические минутки во время прогулки

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Подвижные игры на прогулке - комплексный воспитательно-образовательный процесс, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные навыки, потребности.

В процессе ежедневного проведения подвижных игр на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками. Утренняя прогулка наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр. Их содержание должно предусматривать:

  1. Соответствие сезону года и погодным условиям.
  2. Применение разных способов организации дошкольников.
  3. Рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды.
  4. Создание благоприятных условий для положительных, эмоциональных и морально- волевых проявлений детей.
  5. Активизацию детской самостоятельности.
  6. Стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Для прогулки воспитатель должен спланировать заранее три подвижные игры разной степени интенсивности.

Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера (“Рыбы и акула”, “Ловишка с ленточками”, “Гуси-лебеди”). После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности (“Заморожу”, Кто самый внимательный”). В план должны включаться и малоподвижные (“Сделай фигуру”, “Змея”, “Узнай, кто позвал»).

Каждая подвижная игра должна повторяться 4-5 раз в течение месяца, в зависимости от ее сложности. Это позволяет детям хорошо освоить и закрепить правила игры, а также сохранить интерес к ней, усложняя содержание, правила и задания.

Также на прогулке с детьми необходимо проводить игры соревновательного характера, с использованием хорошо знакомых детям основных движений. Это способствует закреплению материала, изучаемого на физкультурных занятиях. В играх-эстафетах дети учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды, проявлять взаимопомощь, дружеские и доброжелательные отношения друг к другу. Во время проведения подвижных игр, игр-эстафет на прогулке воспитателю следует создать такие условия, чтобы все дети могли быть самостоятельными, активными и чувствовали себя непринужденно.

Особое значение имеет подведение итогов игры, оценка результатов, действий детей, их поведения в игре. Необходимо приучать воспитанников оценивать свое поведение и поведение товарищей. Это способствует более осознанному выполнению правил игры и формированию положительных взаимоотношений в процессе активной двигательной деятельности.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста.

 


Количество коментариев: 0