Статья: "Игра в жизни ребенка. Для детей 3-4 лет"

                    Игра в жизни ребенка

                Для детей 3-4 лет

Аннотация: Что для ребенка игра? Как помочь ребенку в его развитии? Что должны учитывать родители, чтобы жизнь ребенка была насыщенной? Всем этим вопросам и посвящается данная статья. Ключевые слова: игра, деятельность, воображение, игрушка.

В возрасте трех – четырех лет игра является основной развивающей деятельностью. Никакое другое занятие в этом возрасте не благоприятствует развитию так, как игра. Игра для ребенка — главный способ познания мира. Развивая игровые сюжеты и ситуации, ребенок начинает сознавать отношения между людьми, правила этих отношений, понимать интересный мир человеческих эмоций и желаний. Игра — это удивительная деятельность, которая проявляет для ребенка внутреннюю жизнь других людей. В ходе игры формируется собственный внутренний мир малыша, и понимание мира вообще.

В игре появляется и развивается воображение, формируются представления ребёнка о добре и зле, красивом и неприглядном, хорошем и плохом. Мышление малыша становится образным. Ребёнок учится сопоставлять предметы и ситуации, подмечать изменения, придумывать истории, фантазировать.

Малыш принимает на себя определенную роль. Он действует так, как должен поступать выбранный им персонаж. Происходит обучение определенным правилам и подчинение этим правилам с  большим удовольствием. Эта способность крайне необходима и важна в дальнейшем, прежде всего в школе. Развивающая игра — это принятие роли (доктора, продавца или Красной шапочки), придумывание или воспроизведение сюжета (бытового или сказочного), создание воображаемого пространства (больницы, магазина, дремучего леса).

Если ребенок не умеет играть, ему надо помочь. Как? Научить малыша, поиграть вместе с ним. Взрослый может предложить: давай я буду мама-кошка, а ты мой сынок-котенок, после чего изображает настоящую кошку и, если надо, то становится на четвереньки и мяукает, показывает малышу, как надо действовать, принимая определенную роль. Все это необходимо делать эмоционально, с удовольствием. Игры очень сближают родителей и детей, значительно повышают авторитет взрослого в глазах ребенка.

Начать игру можно с того, что зайчик, кукла или мишка становятся живыми, говорят человеческим голосом. У ребенка такое оживление игрушки говорит о развитии образного мышления.

В этом возрасте детям нравятся игры с небольшими игрушками. Это куколки и  различные зверушки. Хорошо, если их удобно держать в руке.  Ребенок может выступать одновременно как режиссер и как исполнитель ролей. Дети любят играть, отображая семейные отношения. В такой игре малыш сможет отыграть радостные и неприятные эмоции, связанные с собственной жизнью.

Для игры понадобится кукольная мебель, посуда,  одежда, постельное белье. Для перевозки нужны подходящие для кукол машины. Еще необходимо пространство, в котором разворачивается тот или иной сюжет, например, дом, зоопарк, магазин, город. Подойдут всевозможные конструкторы типа «Лего», тематические наборы с  изображением домов, людей и животных.

Имеющиеся в доме игрушки  можно использовать для обустройства пространства. Некоторые простые игрушки, например, мисочки, имеют очень широкий диапазон возможностей: они могут использоваться как посуда, домики для каких-нибудь животных, мебель. Пригодиться могут различные Тряпочки, платочки, бумага и картон – все может пригодиться.

В этом возрасте игрушка может стать не только предметом игры, но и партнёром по общению. Часто можно замечать, как несколько детей общаются друг с другом через игрушки. Такие игры могут быть с обычными небольшими куклами: зверями, пупсами, солдатиками.

Образные игрушки могут быть персонажами в ролевых играх. Если малыш врач, то куклы и мягкие игрушки могут быть пациентами или больными. Кормление, лечение, переодевание и купание — любимое занятие детей. В таких играх ребенок должен удерживать не только собственную роль (мамы или врача), но и роль игрушки.

На первых этапах дети осваивают действия, соответствующие той или иной роли. Например, зайчик должен прыгать, грызть морковку и прятаться от лисы, а доктор — спрашивать, что болит, ставить градусник и давать лекарство. Поначалу ролевыми действиями весь сюжет и исчерпывается. Дети с огромным энтузиазмом включаются в игру и готовы много раз проигрывать одно и тоже. Малыш успешно справляется с такой деятельностью, она является для него эмоционально привлекательной.

Дети могут разыгрывать не только бытовые сюжеты, но и брать за основу понравившиеся сказки, которые им читают, или мультфильмы. Хорошо, если в фильме есть запоминающаяся детская песенка.

Собственная жизнь малыша является одним из главных сюжетов. Ребенок сходил к врачу, после этого к врачу идее ежик. Малыш пошел в детский сад, и все куклы, зверушки теперь ходят в сад.

В возрасте трех лет у детей появляется относительная моторная ловкость. Однако мелкие движения руки еще не очень развиты. Хорошо развивает моторику рук  лепка, рисование, поделки из бумаги с помощью клея, конструирование. Родители могут помочь малышу, например, сделав заготовки для аппликации (вырезать из бумаги вазу и разные цветы, облака, солнце), которые он с удовольствием сам наклеит. Взрослый должен придавать смысл таким занятиям и ценить труд малыша. Например, нарисованная картинка может быть подарком бабушке или украшением комнаты.

Крайне  важно сохранить и развивать дальше естественную познавательную активность малыша. В 3-4 года ребенок уже более-менее знаком с окружающим миром. Важно, чтобы малыш научился сам ставить вопросы и искать на них ответы. Родителям нужно отвечать на бесчисленные вопросы ребенка, поддерживать познавательные эмоции: удивление, любопытство, интерес к явлениям окружающей жизни и радость от получения нового знания.

Возраст трех – четырех лет характеризуется активностью. Хотя дети могут длительное время заниматься каким-то спокойным делом: слушать книжку или лепить из пластилина, им по-прежнему нужно много времени для физической активности. Такую активность ни в коем случае нельзя подавлять: она необходима для здорового развития.

Задания на ловкость можно использовать и сами по себе и обыгрывать как преодоление каких-то трудностей в сюжетных играх. Например, разложенные на полу листы бумаги могут быть кочками на болоте, по которым надо перебраться.

Нравятся малышам игры с мячами. Для игры в доме подойдут небольшие валяные мячики. Мягкие, приятные на ощупь мячики развивают ловкость, тактильные ощущения. Большой и маленький резиновые мячи понадобятся для игры на улице. Дети любят играть с водой и песком: это и возможность экспериментирования, и расслабление.

Итак, игра играет огромную роль в умственном, физическом, психическом и социальном развитии ребенка, потому что она не только касается всех сфер его жизнедеятельности, но и ведет их за собой. Недаром ее называют ведущей деятельностью дошкольника.

                                             Список литературы 

    1.Виноградова Н. А. Сюжетно - ролевые игры старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2009. – 128с.

  1. Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие. - Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000. – 40с.
  2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие / Е. И. Касаткина. - М.: Дрофа, 2010. – 132с.
  3. Катаева А. А. Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -- 208с.
  4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - М.: Секачев В. Ю., ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. – 128с.
  5. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 45с.
  6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2009. – 164с.

 


Количество комментариев: 0