Статья: "Экскурсия в зоологический музей как средство экологического воспитания школьников"

 

Экскурсия в зоологический музей как средство экологического воспитания  школьников

      Аннотация: В данной статье раскрывается необходимость экологического воспитания школьников, рассматриваются возможности зоологического музея для его реализации.

         Ключевые слова: зоологический музей, экологическое воспитание, экскурсия, школьник.

      Знания об экологии – необходимая часть современного образования. Экологическое воспитание детей – сложный длительный процесс, цель которого – ответственное бережное отношение к окружающей природе; его необходимо начинать с раннего возраста ребенка, именно в тот период, когда он наиболее «близок» к ней. Однако этому направлению уделяют не достаточно внимания. Экологическое воспитание необходимо осуществлять как на уроках, так и во внеучебное время, в том числе и на экскурсиях.

          Л. П. Салеева – Симонова определяет следующие компоненты экологической культуры, как качества личности:

- интерес к природе, знания о ней и способах ее защиты;

- экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде и др.

         Рассмотрим, зоологический музей как средство экологического воспитания школьников.

         Зоология является  очень важной наукой. Так, жизнь людей тесно связана с животными: они помогают человеку во многих видах деятельности (например, собаки охраняют дома); животные служат источником пищи, шерсти, мехов; некоторые птицы уничтожают насекомых-вредителей культурных растений и т. д. Однако важнее то, что животные являются необходимым звеном в природе, они участвуют в круговороте веществ и энергии.  Поэтому необходимо знать морфологические особенности животных, места обитания, влияние на них  окружающей среды, изменяющейся под  деятельностью  человека.

         Видовое многообразие животных сокращается. Этому во многом способствует запрещенная охота (браконьерство),  сокращение природных местообитаний животных, в том числе вырубка лесов,  выбросы вредных веществ в окружающую среду. Чтобы сохранить  видовое многообразие создаются заповедники, национальные парки, гавани, исчезающие виды заносятся  в Красные книги. Создаются международные организации (Всемирный фонд дикой природы, Гринпис, Международный Зеленый Крест), цель которых сохранение, восстановление природной среды. Однако человек чаще всего не может увидеть животных в их природной среде обитания, но в зоопарках, музеях это сделать можно.

        Создание музеев  в наши дни является актуальным. Зоологические музеи создаются и при университетах. Они позволяют людям увидеть  животных, узнать во время экскурсии у работников музея много интересных фактов о них. Музей выполняет  важнейшую познавательную, просветительскую функцию, функцию накопления, сохранение и изучение видов животных; нравственное, экологическое воспитание. В музеях можно сравнить морфологические особенности животных. Например, особенности разных видов волков: их размеры, окрас; проанализировать, почему именно такие морфологические признаки присутствуют у данного вида на данной территории.    Посещение зоологических музеев возможно при изучении тем «Сообщество луга (леса и др.) », «Разнообразие животных», «Что такое экология» и др.

        Экскурсия является одним из основных видов образовательной и воспитательной деятельности музея. Именно во время экскурсии наиболее полно усваивается информация, заложенная в экспонатах. Экскур­сия — коллективный организованный осмотр музея, объектов природы  по определенному маршруту под непосредственным руководством экскурсовода для достижения познавательных, образовательных, научных целей.

        Чтобы посещение музея было продуктивным, необходимо выполнение следующих требований:

  1. Каждое посещение музея должно иметь конкретную учебную цель;
  2. Проводить занятия в музее лучше после предварительной подготовки (например, после беседы, изучения темы), то есть когда дети уже готовы к восприятию;
  3. Можно до экскурсии дать детям задание, чтобы они обращали внимание на определенные моменты, фиксировали их;
  4. Необходимо учитывать возрастные особенности детей при выборе тематики и экспонатов для экскурсионного показа, чтобы это было интересно для учеников.

              Рассмотрим видовое разнообразие животных в Омском государственном историко - краеведческом музее, который является одним из старейших музеев Сибири и России.

        В данном музее на экспозиции «Мир природы в мире людей» можно увидеть большое количество видов животных (например, бурого медведя, рысь обыкновенную, зайца – беляка, лося, серого волка и многих других животных), характерных для разных природных зон: леса, луга, степи и др., показаны особенности различных почв. Представлен макет Красной книги Омской области. Также можно увидеть скелет шерстистого мамонта – самого крупного вымершего животного ледникового периода.

        После экскурсии целесообразно организовать проектную деятельность со школьниками, продуктом, которой может быть плакат (например, сеть питания тайги), провести экологическую викторину – игру («Эти удивительные животные»), разбор экологических ситуаций (как следует себя вести в лесу во время сбора грибов или ягод, во время пикника на берегу озера), чтобы закрепить полученные знания.

          Итак, мы пришли к выводу, что роль зоологических музеев огромна. И необходимо донести эту значимость при экологическом воспитании и обучении детей, как можно большему количеству людей.

Список литературы:

  1. Открытый урок [Электронный ресурс]: Роль музея в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе. – Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/656907/
  2. Таушканова А. О., Шанц Е. А. Роль музея в образовательном процессе школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 98-100. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2986/

Количество коментариев: 0