Статья: "«Лучшая развивающая среда в группе»."

Пояснительная записка.

 

« Тело, как ребенок, нуждается в воспитании.

И только физические упражнения

способны дать вам силу и здоровье».

(Евгений Сандов

  

        Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень формирования личности. Педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий, которые определяют новые методы, формы и средства, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

    На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах России и, в частности в Красноармейском районе города Волгограда, поэтому нет необходимости убеждать кого- то в актуальности проблемы здоровья детей.

     На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Я поставила перед собой:

Цель: сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Исходя, из поставленной цели решаются несколько задач:

  • Изучение научно-методической литературы по проблеме.
  • Переоснащение спортивного центра в группе и приведение его в соответствии с современными требованиями.
  • Германизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития.

 Как отмечается в ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение этих задач невозможно без создания современной развивающей предметно-пространственной среды.

Предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Особенностью целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении является то, что в отличие от других образовательных учреждений важным компонентом является создание предметно-развивающей среды. И в дошкольной педагогике это педагогическая проблема является отдельным направлением разработки теории организации педагогического процесса в ДОУ. Данной проблеме уделялось достаточно много внимания, выделены требования, определены зоны, необходимые для организации педагогического процесса.

Авторы программ также выделяют свои требования к организации предметно-пространственной среды.

Особую роль предметно-пространственной среды в становлении личности ребенка подчеркивали в своих работах ряд исследователей:

- В.А. Петровский, определивший компоненты, которые включает в себя предметно-развивающая среда, и давший им подробную характеристику;

- Л.Н. Кларина, описавшая общие требования к проектированию моделей предметно-образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников;

- Е.О. Смирнова, обратившая внимание на типичные трудности при организации предметной игровой среды в ДОУ и другие.

Используя рекомендации авторов, основных требований ФГОС ДО и проект примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга» в основу построения предметно-пространственной среды были положены основные компоненты: целевой, содержательный и результативный.

В основе целевого компонента лежит единство цели и задач создания предметно-пространственной среды ДОУ.

Цель заключается в создании условий для полноценного физического развития дошкольников в соответствии с конкретными особенностями и требованиями ФГОС и Примерной образовательной программы “Радуга”.

 Исходя, из поставленной цели решаются основные задачи:

  • совершенствование двигательных навыков;
  • воспитание потребности в физическом самосовершенствовании;
  • использование разнообразных средств повышения двигательной активности детей в образовательной и в самостоятельной деятельности;

Содержательный компонент отражает образовательную область - физическое развитие.

Результативный компонент определяет требования, критерии и показатели оценки изменений предметно-пространственной среды ДОУ, работающего по образовательной программе “Радуга” с учетом требований ФГОС.

Учитывая вышеперечисленное, хочу предложить примерный образец содержания наполнения спортивного уголка в средней группе детей дошкольного возраста

 В содержание спортивного уголка входит:

Для ходьбы, бега, равновесия: массажные коврики, коврики со следочками

шнуры короткие (плетёные)

 Для прыжков:

Обруч малый, скакалка короткая.

 Для катания, бросания, ловли:

Кегли (набор), различные мячи, обручи, кольцеброс (набор), мешочки с грузами

 Для ползания и лазанья:

Комплект мягких модулей (6-8 сегментов).

Для общеразвивающих упражнений:

Гантели детские, кольца, ленты, мячи, палки гимнастические.

 Нестандартное оборудования для сложной двигательной деятельности:

Сделано своими руками для игр, физических упражнений с детьми.

Мячики, косички, кегли, модуль «Осьминог»

Литература.

  • Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
  • Концепция дошкольного воспитании

 (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).

  • Новоселова С.Л., “Развивающая предметная среда”. М., 2001г.
  • Железнова С.В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2001 г.
  • Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.
  • Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
  • Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006.
  • Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003

 

 


Количество комментариев: 0