Статья: "Выставочная деятельность в учреждении дополнительного образования как средство успешной социализации и воспитания личности обучающихся"

Выставочная деятельность в учреждении дополнительного образования как средство успешной социализации   и воспитания обучающихся

 Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства, в соответствии со Стратегией российского образования до 2020 года, является «вос­питание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

       Это действительно актуальная цель, так как в настоящее время наблюдаются кризисные явления в подростковой и молодежной среде. Происходит рост числа школьников с асоциальным поведением, увеличение криминальной активности детей младшего школьного возраста, растёт вовлечение всё большего количества детей в социальные сети, которые таят серьёзную угрозу для неокрепшей детской психики.   Поэтому очень важно увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом.

        В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу. Это наиболее благоприятная сфера для творчества и воспитания, так как здесь применяются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с искусством, культурой, востребованные современной социокультурной средой. Здесь органично сочетаются разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечение, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, таким образом, решается проблема занятости детей. И эта деятельность становится гораздо эффективнее, если применять современные технологии обучения и воспитания, внедрять новые формы работы .

       Одной из таких форм является выставочная деятельность. Это отличный способ привлечь внимание большого количества  детей к каким-либо важным темам или проблемам.

        В последние 1.5 года в нашем учреждении внедряется новая форма работы с детьми – это проведение тематических выставок-конкурсов декоративно-прикладного и художественного творчества городского уровня, с проведением экскурсии-знакомства с экспонатами, созданными руками детей, обучающихся в различных объединениях нашего города и района, с использованием дополнительной информации по теме. Работы обучающихся на конкурсах-выставках представлены в раз­личных техниках декоративно-прикладного и изобразительного искус­ства: бисероплетение, роспись по ткани, работа с бумагой, аппликация, оригами, коллаж, папье-маше, макраме, вышивка, смешанная техника, батик, вышивка лентами, пластилин, живопись, дру­гие. Компетентное жюри из педагогов МКУ ДО «ЦДО» очень ответственно подходит к оценке детских работ, давая возможность всем изделиям высокого качества получить призовые места. Грамоты всем участникам выставок представляются в электронном виде.

         Хочу рассмотреть значение проведения этих выставок с разных сторон.

  1. 1. Выставка как создание ситуации успеха для обучающихся.

        Педагог знает, что каждому обучающемуся важно создавать ситуации успеха в его творческой учебной деятельности для того чтобы:

 - дать каждому из них возможность пережить радость достижения, 

- осознать свои возможности и перспективы,

- поверить в себя.

      Это обязательно учитывать каждому педагогу в своей деятельности так как переживание ребёнком  ситуации успеха:

  • повышает мотивацию обучения и развивает познавательные интересы, позволяет почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности ( снижение уровня  тревожности, неуверенности, повышение самооценки);
  • развивает инициативность, креативность и активность.

       Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться дальше. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.  А ведь известно, насколько важно каждой развивающейся личности получать поддержку в виде одобрения своего таланта, как значимы любые положительные отзывы, или подтверждения их заслуг, их умений.

        Постоянное участие в выставках позволяет также получить опыт ситуаций принятия различных оценок жюри, повышает стрессоустойчивость в этом плане, а это тоже немаловажно для дальнейшей жизни! 

       Как педагог дополнительного образования, я считаю необходимым постоянно вести работу с детьми, в результате которой ребёнок утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в обучении и в жизни, кто работает энергично, активно, используя все свои возможности. И дети стараются научиться делать красивые изделия всё лучше и лучше, повышая качество изделий и своё мастерство. Дети видят свой уровень, радуются своим достижениям в обучении, но собственного признания и даже признания родителей маловато для мотивации к дальнейшему творческому росту. Важно иметь возможность выставить результаты своего труда на всеобщее обозрение. И это полезно не только для самоутверждения, для повышения своей ценности, но и для того, чтобы иметь возможность посмотреть работы других детей, найти что-то новое, интересное. Может новую идею, а может новую технику. Да, сейчас много конкурсов в Интернете, всероссийских и международных уровней. Но здесь они реально могут прийти на выставку и увидеть свою работу наравне с работами других ребят, сравнить, оценить, сделать выводы. Особенно важно участие в мероприятиях, направленных на возможность проявления своих способностей для одарённых детей.

  1. 2. Выставка как способ популяризации дополнительного образования.

         В основе идеи организации подобных мероприятий – глубокое убеждение в том, что ребёнок должен быть погружён в мир красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен этим.

       В нашем городе ощущается недостаток культурных мероприятий для детей и подростков, выставки в районном музее довольно редки, а возможности обучающихся объединений прикладных направлений в демонстрации своих достижений ограничены 1-2 выставками в год.

      А выставки не только дают реальную возможность творческого взаимодействия, но и играют большую роль в популяризации дополнительного образования среди школьников, привлечение их  для обучения в различные объединения. Если ребёнок своими глазами увидит достижения своих сверстников, послушает о том, как из чего сделана работа, где могут научить такому искусству, может это даст толчок к желанию тоже научиться какому-либо виду декоративно-прикладного творчества. Достижения детей – это ступеньки по которым они поднимаются вверх к вершинам мастерства. Начиная с малых достижений на своём пути, постепенно становятся настоящими мастерами. Привычка к посещению музеев и выставок в школьном возрасте будет вызывать у человека интерес и в более зрелом возрасте, так как формируется привычка к получению новых впечатлений, эмоций, информации.

  1. Выставка как возможность расширение кругозора.

          Каждая тематическая выставка подразумевает преподнесение дополнительной информации, которая подбирается с учётом возрастных особенностей.

       К празднованию Нового года были приурочены выставки «Ёлочный фейерверк», «Карнавал новогодних игрушек». На них дети познакомились с историей празднования Нового года в России, узнали о ели как символе этого праздника, прошли интересный путь эволюции  новогодних игрушек от петровских времён до наших дней.  Особенно в ходе экскурсии выделяются страницы истории нашей страны в период Великой Отечественной войны, обращение к которым имеет огромное воспитательное значение.

        Выставка «Осенний калейдоскоп» собрала работы осенней тематики.  Выставку сопровождала беседа о сезонных изменениях в природе, признаках и причинах наступления этих изменений. А также с помощью презентации ребята смогли увидеть картины знаменитых русских художников об осени (Левитан И , Шишкин И., Поленов В., В. Э. Борисов-Мусатов, И. И. Бродский), услышать музыку  Петра Ильича Чайковского из серии «Времена года. Осень».

        В весенний период выставки носят экологический характер: «Берегите первоцветы - это первые цветы!», «Пернатая радуга». Во время проведения экскурсий по этим выставкам большое внимание уделяется воспитанию экологической культуры, любви к родной природе, окружающему миру. Используется краеведческий материал о редких растениях нашего края или о птицах нашего города, гербе Благодарного. В ходе выставки обращаем внимание на правила поведения в природе, делается упор на то, что в природе на всё красивое, на всё что понравится лучше только любоваться, а дома все свои впечатления выразить или в рисунках, или в аппликации или другом виде декоративно-прикладного творчества.

  1. 4. Выставка как элемент социализации и воспитания дошкольников.

       Посещение выставок воспитанниками детских садов стало уже традиционным. Для дошкольников посещение подобных выставок очень важно в плане социализации: это опыт поведения в обществе, понятие дисциплины, взаимодействия с новыми людьми, расширение кругозора, моменты общения с экскурсоводом способствуют развитию речи, мыслительных процессов, эмоциональности. После проведения каждой выставки мы просим детей каким-либо образом выразить свои впечатления: рассказать дома о своём посещении выставки, нарисовать то, что понравилось или запомнилось.      

  1. 5. Выставка как как возможность приобретения практических навыков.

      Начиная с последней выставки «Пернатая радуга», для школьников младшего и среднего возраста мы стали вводить такое дополнение как мастер-класс, когда ребёнок может не только увидеть что-то новое, интересное, узнать какую-то полезную информацию, но и унести с собой небольшой сувенир, сделанный своими руками. Ребята узнали о такой традиции как праздник «Жаворонки» в славянской культуре, который раньше отмечали в день весеннего равноденствия, изготовили жаворонка из бумаги как талисман для счастливой жизни.

       Очень радостно видеть радостные лица и горящие глаза детей и понимать, что наши усилия не прошли даром, а осели, как зёрнышко, которое рано или поздно даст свои всходы. Собственно – зажечь детские сердца искрой творчества, стремления научиться чему-то новому, желания двигаться вперёд – это и есть цель нашей работы.

      Таким образом, такая форма работы как проведение выставок декоративно-прикладного творчества помогают нам успешно решать целый ряд  воспитательно-образовательных задач:

  • выявлять и оказывать поддержку творчески одаренным детям,
  • приобщать обучающихся к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному городу, краю, стране;
  • способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;
  • расширять кругозор, получать социальный опыт.

        А так как многие школы района не могут побывать на наших выставках, то в перспективе появилась идея создания виртуальных экскурсий, с  видеоматериалами по выставке, которые можно будет предоставить для знакомства всем желающим.

2020 года, является «вос­питание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

       Это действительно актуальная цель, так как в настоящее время наблюдаются кризисные явления в подростковой и молодежной среде. Происходит рост числа школьников с асоциальным поведением, увеличение криминальной активности детей младшего школьного возраста, растёт вовлечение всё большего количества детей в социальные сети, которые таят серьёзную угрозу для неокрепшей детской психики.   Поэтому очень важно увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом.

        В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу. Это наиболее благоприятная сфера для творчества и воспитания, так как здесь применяются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с искусством, культурой, востребованные современной социокультурной средой. Здесь органично сочетаются разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечение, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, таким образом, решается проблема занятости детей. И эта деятельность становится гораздо эффективнее, если применять современные технологии обучения и воспитания, внедрять новые формы работы .

       Одной из таких форм является выставочная деятельность. Это отличный способ привлечь внимание большого количества  детей к каким-либо важным темам или проблемам.

        В последние 1.5 года в нашем учреждении внедряется новая форма работы с детьми – это проведение тематических выставок-конкурсов декоративно-прикладного и художественного творчества городского уровня, с проведением экскурсии-знакомства с экспонатами, созданными руками детей, обучающихся в различных объединениях нашего города и района, с использованием дополнительной информации по теме. Работы обучающихся на конкурсах-выставках представлены в раз­личных техниках декоративно-прикладного и изобразительного искус­ства: бисероплетение, роспись по ткани, работа с бумагой, аппликация, оригами, коллаж, папье-маше, макраме, вышивка, смешанная техника, батик, вышивка лентами, пластилин, живопись, дру­гие. Компетентное жюри из педагогов МКУ ДО «ЦДО» очень ответственно подходит к оценке детских работ, давая возможность всем изделиям высокого качества получить призовые места. Грамоты всем участникам выставок представляются в электронном виде.

         Хочу рассмотреть значение проведения этих выставок с разных сторон.

 

  1. 1. Выставка как создание ситуации успеха для обучающихся.

        Педагог знает, что каждому обучающемуся важно создавать ситуации успеха в его творческой учебной деятельности для того чтобы:

 - дать каждому из них возможность пережить радость достижения, 

- осознать свои возможности и перспективы,

- поверить в себя.

      Это обязательно учитывать каждому педагогу в своей деятельности так как переживание ребёнком  ситуации успеха:

  • повышает мотивацию обучения и развивает познавательные интересы, позволяет почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности ( снижение уровня  тревожности, неуверенности, повышение самооценки);
  • развивает инициативность, креативность и активность.

       Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться дальше. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.  А ведь известно, насколько важно каждой развивающейся личности получать поддержку в виде одобрения своего таланта, как значимы любые положительные отзывы, или подтверждения их заслуг, их умений.

        Постоянное участие в выставках позволяет также получить опыт ситуаций принятия различных оценок жюри, повышает стрессоустойчивость в этом плане, а это тоже немаловажно для дальнейшей жизни! 

       Как педагог дополнительного образования, я считаю необходимым постоянно вести работу с детьми, в результате которой ребёнок утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в обучении и в жизни, кто работает энергично, активно, используя все свои возможности. И дети стараются научиться делать красивые изделия всё лучше и лучше, повышая качество изделий и своё мастерство. Дети видят свой уровень, радуются своим достижениям в обучении, но собственного признания и даже признания родителей маловато для мотивации к дальнейшему творческому росту. Важно иметь возможность выставить результаты своего труда на всеобщее обозрение. И это полезно не только для самоутверждения, для повышения своей ценности, но и для того, чтобы иметь возможность посмотреть работы других детей, найти что-то новое, интересное. Может новую идею, а может новую технику. Да, сейчас много конкурсов в Интернете, всероссийских и международных уровней. Но здесь они реально могут прийти на выставку и увидеть свою работу наравне с работами других ребят, сравнить, оценить, сделать выводы. Особенно важно участие в мероприятиях, направленных на возможность проявления своих способностей для одарённых детей.

  1. 2. Выставка как способ популяризации дополнительного образования.

         В основе идеи организации подобных мероприятий – глубокое убеждение в том, что ребёнок должен быть погружён в мир красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен этим.

       В нашем городе ощущается недостаток культурных мероприятий для детей и подростков, выставки в районном музее довольно редки, а возможности обучающихся объединений прикладных направлений в демонстрации своих достижений ограничены 1-2 выставками в год.

      А выставки не только дают реальную возможность творческого взаимодействия, но и играют большую роль в популяризации дополнительного образования среди школьников, привлечение их  для обучения в различные объединения. Если ребёнок своими глазами увидит достижения своих сверстников, послушает о том, как из чего сделана работа, где могут научить такому искусству, может это даст толчок к желанию тоже научиться какому-либо виду декоративно-прикладного творчества. Достижения детей – это ступеньки по которым они поднимаются вверх к вершинам мастерства. Начиная с малых достижений на своём пути, постепенно становятся настоящими мастерами. Привычка к посещению музеев и выставок в школьном возрасте будет вызывать у человека интерес и в более зрелом возрасте, так как формируется привычка к получению новых впечатлений, эмоций, информации.

  1. Выставка как возможность расширение кругозора.

          Каждая тематическая выставка подразумевает преподнесение дополнительной информации, которая подбирается с учётом возрастных особенностей.

       К празднованию Нового года были приурочены выставки «Ёлочный фейерверк», «Карнавал новогодних игрушек». На них дети познакомились с историей празднования Нового года в России, узнали о ели как символе этого праздника, прошли интересный путь эволюции  новогодних игрушек от петровских времён до наших дней.  Особенно в ходе экскурсии выделяются страницы истории нашей страны в период Великой Отечественной войны, обращение к которым имеет огромное воспитательное значение.

        Выставка «Осенний калейдоскоп» собрала работы осенней тематики.  Выставку сопровождала беседа о сезонных изменениях в природе, признаках и причинах наступления этих изменений. А также с помощью презентации ребята смогли увидеть картины знаменитых русских художников об осени (Левитан И , Шишкин И., Поленов В., В. Э. Борисов-Мусатов, И. И. Бродский), услышать музыку  Петра Ильича Чайковского из серии «Времена года. Осень».

        В весенний период выставки носят экологический характер: «Берегите первоцветы - это первые цветы!», «Пернатая радуга». Во время проведения экскурсий по этим выставкам большое внимание уделяется воспитанию экологической культуры, любви к родной природе, окружающему миру. Используется краеведческий материал о редких растениях нашего края или о птицах нашего города, гербе Благодарного. В ходе выставки обращаем внимание на правила поведения в природе, делается упор на то, что в природе на всё красивое, на всё что понравится лучше только любоваться, а дома все свои впечатления выразить или в рисунках, или в аппликации или другом виде декоративно-прикладного творчества.

  1. 4. Выставка как элемент социализации и воспитания дошкольников.

       Посещение выставок воспитанниками детских садов стало уже традиционным. Для дошкольников посещение подобных выставок очень важно в плане социализации: это опыт поведения в обществе, понятие дисциплины, взаимодействия с новыми людьми, расширение кругозора, моменты общения с экскурсоводом способствуют развитию речи, мыслительных процессов, эмоциональности. После проведения каждой выставки мы просим детей каким-либо образом выразить свои впечатления: рассказать дома о своём посещении выставки, нарисовать то, что понравилось или запомнилось.      

  1. 5. Выставка как как возможность приобретения практических навыков.

      Начиная с последней выставки «Пернатая радуга», для школьников младшего и среднего возраста мы стали вводить такое дополнение как мастер-класс, когда ребёнок может не только увидеть что-то новое, интересное, узнать какую-то полезную информацию, но и унести с собой небольшой сувенир, сделанный своими руками. Ребята узнали о такой традиции как праздник «Жаворонки» в славянской культуре, который раньше отмечали в день весеннего равноденствия, изготовили жаворонка из бумаги как талисман для счастливой жизни.

       Очень радостно видеть радостные лица и горящие глаза детей и понимать, что наши усилия не прошли даром, а осели, как зёрнышко, которое рано или поздно даст свои всходы. Собственно – зажечь детские сердца искрой творчества, стремления научиться чему-то новому, желания двигаться вперёд – это и есть цель нашей работы.

      Таким образом, такая форма работы как проведение выставок декоративно-прикладного творчества помогают нам успешно решать целый ряд  воспитательно-образовательных задач:

  • выявлять и оказывать поддержку творчески одаренным детям,
  • приобщать обучающихся к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному городу, краю, стране;
  • способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;
  • расширять кругозор, получать социальный опыт.

        А так как многие школы района не могут побывать на наших выставках, то в перспективе появилась идея создания виртуальных экскурсий, с  видеоматериалами по выставке, которые можно будет предоставить для знакомства всем желающим.

   

 


Количество комментариев: 0