Статья: "Развивающая предметно-пространственная среда на логопункте ДОУ"

В соответствии с ФГОС, РППС определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов;
  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
  •  реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности;
  •  в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учёт возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • содержательно-насыщенной,
  • трансформируемой,
  • полифункциональной,
  • вариативной,
  • доступной,
  • безопасной.

Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете:

  • системность (материал систематизирован, и данные внесены в паспорт кабинета),
  • доступность (наглядно-дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей дошкольников),
  • вариативность (варианты использования ряда пособий разнообразны),
  • здоровьесбережение (на занятиях используются элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и нейропсихологической гимнастики, упражнения для развития координации движений, мелкой моторики и зарядка для глаз).

Зонирование в логопедическом кабинете по образовательным областям

Вид оборудования, компонеты речевой системы, содержание программного обеспечения

Оснащение, оборудование, в т.ч. ТСО

(имеющееся фактически)

Оснащение, оборудование, в т.ч. ТСО (согласно требованиям ПООП)

 

Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях

Познавательное развитие

Сенсорное развитие

 

Наборы кубиков, шнуровки, мозаики, д/и: «Волшебные палочки», «Необычные пуговицы», «Собери бусы», «Чудесный

мешочек», «Цвет и форма», «Разложи по порядку», «Четвёртый лишний», «Определи на ощупь», «Выложи узор из семян» и др.

Игра «Лабиринт».

Набор для завинчивания элементов разных форм, размеров и цветов.

Коврик для тактильно-кинестетической стимуляции пальцев рук

Игрушка-вкладыш

Комплект мелких игрушек

Шнуровка различного уровня сложности – комплект

 

Формирование целостной картины мира. Первичное

представление о себе и других людях.

Формирование первичного представления о малой Родине, многообразие стран

и народов мира.

Ознакомление с природой.

 

Серия д/и: «Путешествие в прошлое» (костюма, посуды, техники, транспорта и т.д.), «Народы мира», «Географическое

лото», «Планета Земля». Например: «Вокруг света», «Наш город», «Петербургская азбука», «Памятные места города», «Маленький

путешественник», «Путешествие на Северный полюс», «Наш дом-планета Земля». Альбомы: «Москва-столица Родины», «Символы, гербы, флаги городов», «Путешествие по странам мира», «Этнический календарь», «Костюмы разных народов». Д/и: «Экологическое лото», «Зоологическое лото», «Земля и её жители», «Времена года», «Зелёный друг», «Кто где живёт?», «Узнай меня», «Гербарий», «Художественная литература о природе». Алгоритмы по развитию растений, животных и др.

 

Развитие познавательной

исследовательской

деятельности

 

Фигурки домашних животных с реалистичными изображением и пропорциями – комплект. Объекты на исследования в действии (наборы для опытов с водой, песком, магнитами, воздухом, деревом). Коллекции: камней, семян, гербарии. Образно-символический материал: атласы, глобус, календари природы и погоды, султанчики, вертушки и др. Ребусы, мнемотаблицы.

 

Формирование

элементарных

математических

представлений

Кубики: «Сложи квадрат», «Кубики с цифрами», «Головоломки», «Ребусы», «Найди различия», «Колумбово яйцо», «Счётные палочки», «Наборы карточек с цифрами», логический поезд и др.

 

 

Развитие навыков и

умений конструктивной

деятельности

Образно-символический материал (набор картинок, схем, построек, алгоритмы), строительный материал, настольные и

плоскостные конструкторы. Бумага, природный и бросовый материал и др.

Набор пазлов – комплект

Набор парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые) комплект

 

Речевое развитие

Обогащение активного

словаря

Папка с картинками по теме: «Посуда. Продукты питания». Папка с картинками по теме: «Профессии». Папка с картинками по теме: «Город, улица, дом. Квартира, мебель». Папка с картинками по теме: «Транспорт». Папка с картинками по теме: «Аудиотехника. Видеотехника. Оргтехника и средства связи». Папка с картинками по теме: «Фрукты. Овощи». Папка с картинками по теме: «Домашние животные». Папка с картинками по теме: «Домашние птицы». Папка с картинками по теме: «Семья». Папка с картинками по теме: «Электробытовая техника». Папка с картинками по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы». Папка с картинками по теме: «Грибы. Ягоды». Папка с картинками по теме: «Цветы. Деревья».

Папка с картинками по теме: «Дикие звери и птицы жарких и холодных стран». Папка с картинками по теме: «Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы». «Чудесный мешочек», «Придумай предложение»,

«Парные картинки», «Дары природы».

Разрезные сюжетные картинки (6–8 частей)

Разрезные сюжетные картинки (8–16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями комплект

Серии картинок (до 6–9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации)

Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей)

Юла малая

Юла большая

 

Формирование

грамматического строя

речи

Д./и «Мой, моя, моё», «Чей малыш?», «Один - много», «Большой – маленький», «Какой? Какая? Какое?», «Чей хвост», «Разноцветные листья», «Парочки», «Кто за деревом?», «Волшебный кубик»,

Настольные игры – комплект

Набор муляжей овощей и фруктов

 

Набор муляжей и фруктов позволит детям более в реалистичной форме образовывать относительные прилагательные (суп из капусты – капустный, варенье из яблок – яблочное и т.д.)

Развитие связной речи

Демонстрационный материал «Деревья наших лесов». Демонстрационный материал «Птицы, обитающие на территории нашей страны». Демонстрационный материал «Животные, обитающие на территории нашей страны». Д/и «Рифмовочки и нерифмушки». Д/и «Маленькая хозяйка».

Опорные картинки для пересказа текстов (выпуск 1). Опорные картинки для пересказа текстов (выпуск 2).

Лото «Инструменты».

Плоскостной театр. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк». Театр «Любимые сказки».

Формирование грамматического строя речи. Пособие «Один-много».

Сюжетные картинки по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (Гербова). Д/и «Самолёт». Пособие «Что делает?» Пособие «Образование предлогов» Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Многозначность глаголов в русском языке (карточки и дидактические игры). «Времена года» (картинки форматом А5).

Карточки предлогов. Д/и «Путешествие колобка». Плоскостной театр. Нанайская сказка «Айога». Схематическое изображение слов-антонимов.

Настольный театр. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Сюжетные картинки «Времена года» (формат А3).

Схемы к различным лексическим темам.

Пособие «Что делают?» Пособие «Что это?» Серии сюжетных картинок «Путешествие в сказочный лес».

Д/и «Что делают предметы?» Д/и «Кто что делал, расскажи…» Папка с картинками по теме: «33 игры для развития глагольного словаря дошкольников»: Д/и «В зоопарке» Д/и «Что делал? Что делала?» Д/и «Кто как голос подаёт?» Д/и «Сочиним стихотворение» Д/и  «Кто как передвигается?» Д/и «Собери друзей». Д/и «Едем, плаваем, летаем». Д/и «Назови правильно». Д/и «Расскажу вам о делах…» Д/и «Соблюдай порядок». Д/и «Кто кого?» Д/и «Найди нужный инструмент». Д/и «Скажи иначе» Д/и «Путешествие кота». Д/и «Хитрый Буратино» Д/и «Необычные цветы» Д/и «Что делают предметы?» Д/и «Кто что делал, расскажи…»

Пособие «Определение взаимоотношений действующих лиц». Папка с картинками «Иллюстрации»: «Дети кормят птиц зимой», «Летят снежинки», «Зимние забавы», «Новогодний праздник». Иллюстрации к циклу стихотворений А.Барто «Игрушки». Иллюстрация к сказке К.Чуковского «Мойдодыр». Иллюстрация к русской народной сказке «Репка». Иллюстрация к русской народной сказке «Теремок». Иллюстрация к русской народной сказке «Заюшкина избушка». Иллюстрация к русской народной сказке «Козлятки и волк». Иллюстрация к русской народной сказке «Кот, петух и лиса». Иллюстрация к русской народной сказке «Снегурушка и лиса». Иллюстрация к русской народной сказке «Маша и медведь». Иллюстрация к русской народной сказке «Три медведя». Иллюстрация к итальянской народной сказке «Ленивая Бручолина». Картинный материал: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Саша и снеговик», «Таня не боится мороза», «Мама моет посуду», «Саша заблудился», «Куры», «Избушка на курьих ножках». «Иллюстрация к русской народной сказке «Лисичка со скалочкой». Иллюстрация к русской народной сказке «Гуси-лебеди». Иллюстрация к русской народной сказке «Зимовье». Иллюстрация к русской народной сказке «Жихарка». Иллюстрация к венгерской народной сказке «Два жадных медвежонка».

Иллюстрация к рассказу Е.Чарушина «Про зайчат». Иллюстрация к рассказу Л.Толстого «Косточка». Иллюстрация к стихотворению О.Григорьева «Повар». Иллюстрация к стихотворению Л.Квитко «Лемеле хозяйничает». Иллюстрация к стихотворению Э.Успенского «Ехал Ваня на коне». Иллюстрация к стихотворению В.Берестова «Дракон». Иллюстрация к стихотворению Я.Бжехвы «Муха-чистюха». Серии сюжетных картинок: «Кто вежливее?» (3 картинки), «Дружные ребята» (3 картинки), «В гостях у дедушки Мороза» (3 картинки), «На горке» (3 картинки), «Памятник Советскому солдату» (3 картинки), «Кормушка (3 картинки), «Трусиха» (4 картинки).

Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги от прилагательных – к рассказам-описаниям. (Картинки).

Мнемотаблицы, графические схемы. Серии картинок для пересказа сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».

Перчаточные куклы – комплект.

Набор пальчиковых кукол по сказкам – комплект.

Набор интерактивный коммуникативный игровой.

ИКТ развивает связную речь и коммуникацию. Для работы учителя-логопеда с детьми с ОНР наличие компьютера или ноутбука является обязательным в современных условиях образования.

Формирование языкового

анализа и синтеза

Д/и: «Найди звук», «Где звук», «Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий», «Картинки в подарок», «Веселый поезд»,

«Волшебный домик», «Делим слова на слоги», «Логопедическое лото», «Слоговое лото», «Слоговое домино» и т.д. Дид. материал для звукового, слогового, анализа предложений (схемы из картона, природный материал, пробки, крышки и т.д.).

Устройство для развития фонематического слуха.

Воздушное лото. Музыкальные инструменты: дудочки, бубны, погремушки, колокольчики, шумовые коробочки и др.

 

 

Фонематический слух развивается на основе неречевого слуха (звукоразличение неречевых звуков – тиканье часов, лай собаки, шум дождя, звук бубна, игра на погремушке). Требуется магнитофон (ТСО) для прослушивания дисков с неречевыми звуками, или ноутбук с колонками в хорошем звучании.

Коррекция нарушения

звукопроизношения

Картотеки артикуляционной гимнастики, речевого материала по автоматизации поставленных звуков. Д/игры «Где звук»,

«Парная картинка», «Один – много», «Корзина - корзиночка», «Посчитай», «Собери слово (яблонька)», «Укрась елочку», «Собери картинку», «Расскажи сказку» и др. Пазлы, лото, домино, лабиринты, рабочие тетради. Комплект карточек для проведения артикуляторной гимнастики.

Зеркало для обследования ротовой полости.

Индивидуальные зеркала 9х12.

Устройство для развития речевого дыхания.

 

Коррекция звукопроизношения является приоритетным направлением работы учителя-логопеда на логопункте ДОО.

Развитие общих речевых

навыков. Формирование

слоговой структуры слов

Картотека: «Потешки», считалки «Загадки», «Скороговорки», Д/ материал на развитие диафрагмального дыхания.

 

 

 

РППС создаёт условия для развития речевого

Творчества.

Подбор картинок для обучения рассказыванию. Алгоритмы (схемы) по обучению рассказыванию. Мнемотаблицы для заучивания стихов. Театр (на палочках, плоскостной). Д/и: «Сказочный кубик», «Придумай

конец сказки», «Чудесный мешочек».

Перчаточные куклы – комплект.

Набор пальчиковых кукол по сказкам – комплект. «Подвижные игры со словами» и др.

 

 

РППС обеспечивает

возможность знакомства с художественной

литературой

Образно-символический материал (наборы кубиков по 6 и 8 штук по мотивам сказок). В наличии театр на палочках, картонный передвижной театр. Имеются резиновые игрушки по мотивам мультфильмов, русских народных сказок («Колобок», «Котёнок по имени Гав», «Приключения попугая Кеши» и др.)

Книжный уголок, подбор художественной литературы для чтения детям и чтения самими детьми (книги должны быть подобраны по разным видам литературных жанров). Картины, иллюстративный материал, плакаты для рассматривания, разные виды

энциклопедий. Аудио-видео записи литературных произведений. Комплект детских книг для разных возрастов. Портреты писателей.

Так как на логопункте обучаются дети с тяжёлыми нарушениями речи именно развитию возможности знакомства с художественной литературой нужно уделить большое внимание. УМК программы «От рождения до школы» имеет в арсенале большой выбор художественной литературы издательства «Мозаика-Синтез», предназначенной для детей с ОВЗ. Здесь представлено разнообразие книг, а именно: книжки со звуками (звукоподражание и развитие кругозора), тактильные книжки (развитие мелкой моторики, сенсорное развитие), книжки с пазлами (развитие речи, фантазии, внимания, памяти и мелкой моторики рук, расширение кругозора, социально-коммуникативное развитие), книжки-раскладушки, книжки с клапанами и окошками (развитие мелкой моторики, речи, расширение кругозора, познавательное развитие), книжки-плюшки (развитие мелкой моторики, речевое и познавательное развитие, расширение кругозора), книжки-игрушки (расширение кругозора, развитие речи, мелкой моторики), книги для чтения (для чтения детям и самостоятельных занятий детей).

Физическое развитие

Материал по воспитанию

культурно-гигиенических

навыков

 

Картотека потешек, художественная литература, иллюстративный материал, картины, плакаты. Д/и: «Уроки Мойдодыра», «В гостях у зубной феи» и др.

Закрепление и оречевление культурно-гигиенических навыков.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ)

Тренажёры: мячик для массажа, шарик су-джок, 2 кольца су-джок, мочалка с разными шипами, массажёр для тела.

Иллюстративный материал (картины, плакаты). Д/и: «Витаминная семейка», «Азбука здоровья», «Я и моё тело».

Картотека: зимние и летние спортивные игры. Видеозаписи по теме «Человек».

Приоритетное направление детского сада.

Формирование

потребностей в

двигательной активности

Картотеки подвижных игр, пальчиковых игр

 

 

 

Социально-коммуникативное развитие

РППС для развития

игровой деятельности, для освоения социальных ролей

 

Игрушки-персонажи. Маркеры игрового пространства (детская кукольная мебель, предметы быта).

Сюжетно-ролевые игры являются сензитивными для детей старшего дошкольного возраста.

РППС формирует основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Плакаты, иллюстрационный материал по ОБЖ, художественная литература для чтения, энциклопедия, пазлы «Осторожно огонь», индивидуальные схемы безопасного пути из дома в детский сад, творческий альбом по правилам поведения в природе.

Домино «Дорожные знаки». Д/и: «Чрезвычайные ситуации в доме», «Светофор», лото Осторожностей», «Экологический светофор», «Экологическая тропа». Картотека: «Знакомство с правилами личной безопасности».

Развитие связной речи на основе рассуждений о безопасном поведении в различных ситуациях.

РППС способствует

формированию позитивных установок к разным видам

труда и творчества.

Природный бросовый материал (шишки, семена, веточки, камушки, ракушки, кора и т.д.). Картотека для творчества по

аппликациям, конструирование поделок из бумаги. Образно-символический материал «Виды профессий». Д/и:

«Профессии», «Кто что делает?».

 

 

Материалы РППС

учитывают формирование

гендерной, семейной,

гражданской

принадлежности,

патриотические чувства.

 

Фотоальбомы: «Моя семья», «Наши традиции». Художественная литература по воспитанию патриотических чувств.

Картотека: «Памятные места города», лото «Мой город», пазлы.

 

 

Художественно-эстетическое развитие

Приобщение к

изобразительному

искусству

 

Слайды с репродукциями картин, иллюстрационный материал, художественная литература с иллюстрациями.

 

Развитие навыков и умений

в ИЗО.

Д/и: «Мозаика», «Придумай узор», «Штампики», «Трафареты», «Дорисуй», «Маленький дизайнер», «Составь картину». Серии раскрасок. Гербарии, природный бросовый материал (семена).

 

 

Приобщение к

музыкальному искусству

 

Дид. наборы: «Музыкальные инструменты», «Русские композиторы». Подборка

аудиозаписей с музыкальными произведениями. Д/и: «Волшебные коробочки», «Тихие, громкие звоночки», «Угадай, на чём играю», «Ритмические шаблоны».

 


Количество комментариев: 0