Статья: "Предметно-пространственная среда по изучению правил дорожного движения в дошкольном учреждении"

Статья по ПДД на тему:

Предметно-пространственная среда по изучению правил дорожного движения в дошкольном учреждении

 «С чего начать? Как научить детей Правилам дорожного движения?» – этот вопрос задает обычно каждый педагог, принимая руководство воспитательной работы с детьми.

С введением ФГОС ДОО должны быть созданы условия, благоприятные для развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, она неотъемлемая часть целостной образовательной среды и является системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его развития в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако, дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс ознакомления и воспитания.  Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Главная задача доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе донести до детей смысл опасности не соблюдения правил, при этом не исказить их и поэтому мы поставили перед собой цель — формирование у воспитанников основ грамотного поведения на улице и в транспорте. Данная цель достигается за счет работы в разных направлениях: работа с детьми, взаимодействие с родителями и обмен педагогического опыта. Для этого используем разные формы работы — это дни открытых дверей, круглые столы, информационные стенды, анкетирование, открытые занятия, родительские собрания, совместные праздники; целевые прогулки и экскурсии; посещение ЮИД СОШ, проведение совместных мероприятий; встречи с сотрудниками ГИБДД и прочее.

Педагоги использует различные пособия для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.

   Основные задачи:

- развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентировки на улице;

- совершенствование форм и методов работы ДОУ по пропаганде правил дорожного движения;

- усиление роли педагогического коллектива, родителей в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения среди детей;

- формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

   Педагоги сада проводят целенаправленную систематическую работу по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Система работы включает:

  1. Занятия по обучению детей правилам поведения на улицах и дорогах.
  2. Экскурсии и целевые прогулки по улицам станицы.
  3. Наблюдение за проезжим транспортом.
  4. Сюжетно- ролевые игры на дорожную тематику.
  5. Беседы с инспектором ГИБДД.
  6. Праздники и развлечения с использованием сказочных персонажей.
  7. Конкурсы рисунков и поделок на тему «Улица дорожных знаков», «Самый важный знак».
  8. Показ фильмов и мультфильмов по изучению правил дорожного движения.
  9. Совместная и продуктивная деятельность по изготовлению атрибутов для игр, макетов улиц.
  10. Инструктажи с детьми по правилам дорожного движения.
  11. Совместные мероприятия с родителями.

Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения проводится систематически и основывается на комплексном подходе. В детском саду на протяжении ряда лет ведется целенаправленная, систематическая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Коллективом созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, что позволило в 2014 году занять второе место в городском смотре-конкурсе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек». Наша группа отличается большей насыщенностью материалами по ПДДТТ. За 12 лет опыта работы в этой теме мною накоплен огромный материал, который приходится постоянно отсматривать, корректировать, придумывать и создавать новые пособия в связи с меняющимися новыми требованиями к воспитанию и обучению дошкольников ПДДТТ. «Центр безопасности» наполнен разнообразным дидактическим и наглядным материалом, настольно-печатными играми, с помощью которых дети учатся узнавать и различать дорожные знаки; режиссерскими и сюжетно-ролевыми играми, которые помогают детям на практике осваивать профессию «участника движения»; атрибутами для ролевых игр, игр соревнований, которые изготавливаются воспитателями, родителями и детьми из бумаги и картона, природного и бросового материала. Наша гордость – разнообразные универсальные макеты – напольные, магнитные, настольный, «Улицы нашего города», «Светофор» с различными дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками, макет перекрёстка, с помощью которого ребята могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, набор дорожных знаков, в которой обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно — указательные, предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки приоритета, макет напольный.

            В дошкольном учреждении созданы необходимые условия, способствующие усвоению детьми азбуки пешехода: оформлены уголки по изучению ПДД, где можно увидеть макеты улиц, дорожные знаки, иллюстрированные плакаты и книги по тематике, имеется картотека мультфильмов, воспитателями с участием родителей изготовлены сюжетно-ролевые игры. Дети с большим удовольствием играют и закрепляют свои знания.

Лучше всего дети усваивают материал в игре. На участке детского сада, с использованием дорожной разметки, проводятся игры: «Водители и пешеходы», «Дорожные знаки», «Пешеходный переход».

Дети с удовольствием участвуют в игровой деятельности, получают практические навыки и умения, необходимые им в жизненных ситуациях на дороге.

Частые гости в нашем детском саду детские театры с представлениями по ПДД: «Незнайка в гостях у детей», «Советы умного Филина», «Путешествие на зеленый свет».

В каждой возрастной группе оформлены уголки для родителей по безопасности дорожного движения. Уголок для родителей содержит: информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма, причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей, рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге, перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей знаний по Правилам дорожного движения. Родителям раздаются памятки, буклеты по соблюдению ПДД.

Главное для педагогов и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения – донести до детей смысл, необходимость знаний, навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Результат работы по безопасности дорожного движения – воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

 


Количество коментариев: 0