Статья: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога"

Использование здоровьесберегающих технологий

в работе учителя — дефектолога

Единственная красота, которую я знаю – это здоровье.

Генрих Гейне

 

Организм ребенка дошкольника с РАС отличается незавершенностью развития центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата. В связи с этим правильно организованный коррекционно-образовательный процесс способствует не только качественному овладению детьми умениями и навыками, но и благополучному психоэмоциональному и физическому развитию воспитанника, укреплению его здоровья.

Поэтому в своей работе я применяю здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьесбережение – это сохранение и укрепление психоэмоционального и физического здоровья детей, улучшение их психологического статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей, а также формирование ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • обеспечить воспитаннику возможности сохранения и укрепления здоровья в период пребывания в ДОУ;
  • сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Опираясь на эти задачи, я строю весь коррекционно-образовательный процесс, к которому предъявляю особые требования и регламентирую известными нормативными документами (СанПиН, письмо Минобразования «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения») и реализую в нескольких аспектах (оздоровительный режим и здоровьевоспитание).

Здоровьесбережение (оздоровительный режим)

  1. Кабинет оборудован всем необходимым оборудованием для осуществления коррекционно-образовательной работы на оптимальном уровне и соблюдения здоровьесберегающего режима. Для создания атмосферы уюта и психоэмоционального комфорта кабинет оформлен в спокойных тонах, с достаточным естественным и искусственным освещением. Оборудование соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель подобрана с учетом антропометрических показателей воспитанников и используется вариативно для обновления обстановки в кабинете с учётом специфики занятий. В работе использую игрушки безвредные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям, эстетически оформленный привлекательный наглядный и дидактический материал.

2.Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, который помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях. Мотивирую воспитанников к активности, к проявлению эмоционально насыщенных отношений детей к происходящему на занятиях, к доброжелательным отношениям со сверстниками и взрослыми. Забочусь об эмоциональном благополучии каждого ребенка (поддерживаю, подбадриваю, помогаю поверить в свои силы)

  1. Планирую свою работу с обязательным учётом особенностей биоритма, физической и умственной работоспособности ребёнка, эмоционального состояния (расписание НОД, структура занятия).
  2. Так как у ребенка - дошкольника кости, связки и мышцы еще не закончили своего развития, нагрузки, которые испытывает позвоночник во время «неправильного» сидения за столом, могут привести к деформации позвонков. Возникает стойкое нарушение – сколиоз. Исправить это чрезвычайно трудно, а с определенного момента невозможно. Гораздо легче предотвращать нарушение осанки. Один из проверенных способов – во время занятий соблюдать правильную осанку.
  3. В оздоровительных целях создаю условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении. Эту потребность реализую посредством ежедневной двигательной активности: физкультминутки, подвижные игры и динамические паузы.
  4. Применяю в своей работе комплексы гимнастики для мелкой моторики рук (в соответствии с тематическим планированием), элементы сопряженной гимнастики (для рук и языка, пальчиковые игры и упражнения),  а также игры с различными предметами  (шнуровки, прищепки, орехи, косточки, пуговицы, прищепки бельевые, игрушки из «киндер-сюрпризов», разные виды театра, в том числе пальчиковый, шаблоны, трафареты и многое другое).
  5. Так как некоторые дети с РАС носят очки, проводиться профилактическая работа по нарушению зрения - это гимнастика для глаз по рекомендации врача-окулиста, а так же вертикальные и горизонтальные видеоазимуты.
  6. Известно что, большинству детей с РАС свойственно повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, то успешно применяю элементы музыкотерапии, дыхательную гимнастику (по рекомендации логопеда), а также приемы самомассажа (с карандашом, грецкими орехами, массажными шариками).

Здоровьевоспитание

Наряду с обеспечением необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирую у них мотивацию к здоровому образу жизни, знания о здоровье как ценности.

  1. беседы на занятиях

«Полезная пища», «Витамины и здоровье» (лексическая тема «Овощи», «Фрукты»)

«Каждой вещи свое время» (лексическая тема: «Времена года»)

 «Правила для пассажиров» (лексическая тема: «Транспорт»)

«Как вести себя с незнакомыми животными» (лексическая тема: «Домашние животные») и т. д.

  1. неподготовленные беседы

«Назови основные части тела человека»

 «Почему полезно заниматься физкультурой»

  1. совместная работа с другими специалистами ДОУ и родителями

Принимаю активно участие в комплексных оздоровительных мероприятиях совместно с инструктором по физической культуре : сезонными спортивные праздники, недели здоровья, «В гостях у доктора Айболита», «Что нас делает здоровыми», и др.

С целью валеологического просвещения родителей, совместно с воспитателями и медицинским персоналом, устраиваем книжные выставки.

Вывод: Такая работа способствует накоплению у ребенка - дошкольника знаний о здоровье, развитию умения оберегать, поддерживать и сохранять его.


Количество коментариев: 0