Статья: "Декоративно-прикладное творчество, как способ формирования учебных личностных действий обучающихся"

Доклад учителя технологии МОУ "СОШ №6" г.Саратова Кусовой Юлии Николаевны по теме "Декоративно-прикладное творчество, как способ формирования учебных личностных действий обучающихся".

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления урочной и внеурочной деятельности. Оно, наряду с другими видами искусства готовит учащихся к пониманию художественных образов, знакмит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Целью программы по предмету технологии является

-закладывание основ целостной личности, воспитание духовности через приобщение к ценностям и традициям народной культуры;

В условиях возрастания социальной роли личности как носителя традиций художественной культуры, ставятся следующие задачи:

-формирование у учащихся нравстенно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;

-овладение образным языком декоратиного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;

-стимулирование познавательной активности, развитие внимания, наблюдательности и зрительной памяти.

Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что "является ориентирами федеральных образовательных стандартов".

В результате реализации программы у учащихся будут сформированы следующие личностные УУД:

- этические чувства на основе знакомства с традициями русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;

- умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданой теме;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и  сопереживания;

- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

-умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в досттижении поставленных целей;

- умение оказывать бескорыстную помощь сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству вцелом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врожденное чувство прекрасного, стремление к гармонии - все это являют нам творения  народных умельцев.

В 5 классе ученики нашей школы рассматривают многовековую традицию нарлдной вышивки, геометрический орнамент, изображение растений и животных в русской народной вышивке. Пятиклассницы вышивают инициалы на носовых платочках. Здесь они проявляют свою выдумку и фантазию.

В 6 классе ученицы знакомятся с основными счетными швами - набор, гладь, крест. Они изучают традиционные вышивки на рукавах, воротниках рубахи, рушниках и платках. В 6 классе ученики вышивают крестом. Этот вид работы нравится и мальчикам и девочкам.

7 и 8 класс - это углубление в свободную вышивку, преобладающей является гладь. На уроках в 7 классе мы рассматриваем образцы русских мастеров из Мстеры, Торжка и Влавимира. Ученики оценивают эти работы, задают вопросы и отвечают на них. Чаще всего звучат вопросы - сколько эти творения требуют мастерства и умения, сколько времени мастерицы проводили за работой, модно ли сейчас носить одежду, курашенную вышивкой и другие. Работая над вышивкой, проявить свое упорство в достижении цели не так то просто. Многим детям приходиться себя преодалевать.

На своих уроках я приветствую принцип " Научился сам - помоги другому". Оказывая помощь однокласснику, ученик еще раз закрепляет собственное умение, учится называть те действия, которые он показывает. Дети быстрее находят общий язык друг с другом.

Знание этнокультурных традиций,к  которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном  развитии и воспитании. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависит от того, сумеем ли сохранить то, поистине, бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее конями в древность, именно оно  связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство - это наша образная память, наш генофонд.


Количество коментариев: 0