Статья: "Путешествие в страну Пернатых"

Ребёнок и окружающий мир.

 Конспект  НОД «Страна пернатых» (старшая группа)

 Программное содержание.

 Образовательные задачи: развивать обобщённые представления детей о птицах, живущих не только в нашей стране; расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, приспособления их к среде обитания; развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи. Продолжать активизировать познавательные способности детей.

 Коррекционно-развивающие задачи: развивать внимание, мышление, умение пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний, чувств; мелкую моторику, координацию целенаправленных движений рук, общую моторику- физминутка.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное  и гуманное отношение к птицам, видеть прекрасное вокруг себя.

Активизация словаря: обогащать словарь детей прилагательными пернатые, насекомоядные,  растительноядные, хищные.

Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, аудио запись «Голоса птиц», фильм о птице Калибри; кормушка и цветная самаклеющая бумага, ножницы, шаблоны: цветы, бабочки, листочки; простые карандаши по количеству детей.

  Предшествующая работа: просмотр альбома «птицы наших лесов», «птицы южных стран», просмотр презентаций «Всё о птицах», «Звуки леса», «Кукушка», «Синичка», «Снегирь».  Чтение сказок :  Бианки В.В. «Синичкин календарь», «Лесные домики», «Чей нос лучше?», «Кто, чем поёт», М.Горький «Воробьишко»; занятия по аппликации, рисованию, лепке на тему «Птицы»;

 

Ход НОД:

I часть

 (Дети заходят в группу. Встают в круг).

Воспитатель. Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и услышала щебетание двух синиц. Они так громко кричали, что у них скоро праздник в «Стране пернатых», они всех приглашают к себе в гости и рассказали, как к ним попасть. Вы хотели бы попасть в «Страну пернатых» и узнать больше о птицах?

Тогда вам нужно пройти  испытание. Оно называется «Прилетели птицы».

Я сейчас буду называть только птиц, но если я вдруг ошибусь, то меня надо остановить, подняв руки вверх. Итак. Начинаем:

Прилетели птицы:

голуби, синицы

мухи и стрижи

аисты, вороны

галки, макароны.

Воробьи, кукушки

Комары и совы-сплюшки.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы

Галки и стрижи

Аисты, кукушки

Даже совы-сплюшки

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы!

Звучит аудио запись с шумом леса и птичьими голосами.

Воспитатель. Ну, вот мы и попали в «Страну птиц».

Как вы думаете, где она находится?

Где живут птицы? (ответы детей)

Правильно, она находится в огромном лесу, здесь чистый и свежий воздух, давайте подышим этим замечательным воздухом.

(Дыхательная гимнастика )

Руки к солнцу поднимаю

И вдыхаю, и вдыхаю.

Ну, а руки опускаю,

Воздух тихо выдыхаю.

Это очень хорошо.

 (Поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)

 

II  часть.

Вы слышите, как птицы умеют красиво петь. В этой стране живут только птицы и они все очень разные.  Давайте вспомним, каких птиц вы знаете?            Я буду задавать вопрос, а вы отвечать.

(Дети садятся на ковёр «по -турецки»). Вос-ль после ответа детей показывает иллюстрацию с изображением названой птицы.

Д/игра «А вы знаете?»

  1. У кого самая длинная шея? (Лебедь)
  2. У кого длинные ноги? (Цапля….)
  3. У кого самый красивый хвост? (Павлин)
  4. У кого самые большие глаза? (Сова…)
  5. У кого самый крепкий клюв? (Дятел)
  6. Кто лучше всех поёт? (Соловей)
  7. Кто выше всех летает? (Орёл)

Воспитатель. Какие все молодцы! Ребята, вы сейчас называли  разных птиц, но что их объединяет, чем они похожи друг на друга?(ответы детей). Воспитатель. Правильно строением. Назовите, что есть у всех птиц?(ответы)    Молодцы, вы правильно назвали строение птиц.                                                                                                                                                                                                   

 А теперь немного поиграем.

(Разминка)

        Дружно по лесу гуляем                     (шаги на месте)

        И листочки собираем                        (наклоны вперед)

        Собирать их каждый рад

        Просто чудный листопад!               (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

(После игры дети садятся на стульчики за столы ).

Воспитатель. Вы знаете много о птицах, знаете как они могут летать, пить воду, клевать зёрнышки, но все ли птицы клюют зёрнышки? (ответы детей) А вы знаете как отличить птицу которая клюёт зёрна от той, которая питается насекомыми или хищника?

 (Воспитатель показывает картинку с тремя(головами) видами птиц: насекомоядными, растительноядными, хищника).

Воспитатель. Посмотрите внимательно на этих птиц, чем они отличаются? (ответы детей).

Воспитатель. Правильно, у птиц разные клювы. Птицы, которые питаются только ягодой, орешками, семенами  растений клюв короткий и широкий они называются растительноядные (снегирь, клёст, голубь). Как называются птицы, которых мы сейчас перечислили? (растительноядные).

Птицы, которые питаются только насекомыми клюв тонкий и удлинённый и они называются насекомоядные (ласточка, грач, соловей, синица, кукушка). Как называются птицы, которых мы сейчас назвали?( насекомоядные).

Есть птицы, которые питаются ягодой, орешками и насекомыми этих птиц называют насекомо-растительноядные. Такие птицы как дятел, скворец, воробей. Чем питаются насекомо-растительноядные птицы?(ответы детей).

А птицы, которые называются хищниками, имеют особое строение клюва. Он заканчивается мощным крючком (орёл, ястреб, коршун, сова, филин).         Почему эти птицы называются хищниками? Могут ли они питаться растениями или насекомыми? Почему? (Другое строение клюва).

Воспитатель. Вот какие разные и удивительные есть птицы в «Стране пернатых». Ребята, а теперь давайте немного отдохнем и поиграем (дети встают на свободные места). Я хлопну в ладоши, и дети превращаются в «птичек-невеличек».

физминутка.

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают.                 (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел,        (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло  

(приседаем на корточки, закрываем голову    руками)

Там уютно и тепло. 

Детям предлагается сесть на стульчики

Воспитатель. Ребята, сегодня я  покажу вам фильм  о синицах.

(Просмотр фильма- рассказа о синице)

О какой птице был фильм?  Что интересного вы узнали о синицах?  Чем питается синица?

III  часть.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю сделать для наших маленьких друзей подарок. Скоро станет совсем холодно, упадёт снег и птицам будет  трудно добывать пищу. И вот тогда  наш подарок будет им нужен. Как вы думаете, о чём я говорю? (ответы детей) Правильно, это кормушка (воспитатель показывает кормушку). Я предлагаю украсить её ягодами рябины ,чтобы она понравилась птицам. Наша кормушка будет для птиц как «уголок лета» в холодную зиму.                   

  Для чего нужна кормушка птицам?   Что можно насыпать в неё?   Какие птицы будут прилетать на кормушку? (растительноядные).

Детям предоставляются ягоды рябины, черноплодной рябины. Воспитатель с детьми украшают кормушку.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая чудесная у нас получилась кормушка, она не только удобная для пернатых, но очень красивая. Вы очень постарались, какие же вы молодцы.

(по завершению работы над кормушкой звучит аудио запись с шумом леса и птичьими голосами).

 Воспитатель. Ребята, мы с вами сегодня только начали, знакомство с маленькими пернатыми друзьями, а впереди у нас ещё много путешествий в «Страну Пернатых». А теперь пора отправляется в детский сад. Для этого нам нужно лечь на «травку» закрыть глаза, представить, что светит тёплое солнце, поют птички, но солнце катится к закату и нам нужно возвращаться домой,  в детский сад (релаксация продолжается 2-3мин). Вот мы и в детском саду.

Воспитатель. Где мы сегодня путешествовали? Что вам запомнилось больше всего? Про какую птичку смотрели фильм? Чем ещё мы занимались? (украшали кормушку).  Вы все молодцы!

 


Количество коментариев: 0