Статья: "Создание благоприятной предметно-развивающей среды как необходимого компонента для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста."

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как необходимого компонента для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Автор: Баландина Людмила Григорьевна, воспитатель СП детский сад «Журавленок» ГБОУ СОШ им. Е.М.Зеленова п.г.т. Новосемейкино

Период адаптации – тяжелое время для малыша. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: отрыв от дома, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми сверстниками, отсутствие родителей в течение долгого времени, новые требования к поведению, новое помещение, другой стиль общения, могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Очень важно, чтобы этот переход был ограниченным и не травмирующим для ребенка. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Каждое дошкольное образовательное учреждение учитывает интересы и потребности самих детей, что позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации изменений  в содержании, технологии и организации образовательной деятельности и предметно-развивающей среды в детском саду.

К числу наиболее актуальных проблем относятся: разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста.

В детском саду ребенку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. С целью предупреждения отрицательных эмоций не следует резко изменять привычный уклад жизни ребенка. В привыкании к новым условиям важную роль играет интимизация предметов, возможность внести свои  личные игрушки. Что также создает психологический комфорт для ребенка. Еще одним важным условием успешной адаптации ребенка считаем  организацию предметно-развивающей среды. Красочно оформленное помещение, наличие ярких, эстетичных предметов интерьера  и игрушек способствуют созданию таких условий.

Предметная развивающая среда система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников, а это в свою очередь,  обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметно - развивающая среда нашей группы раннего возраста организуется по принципу небольших микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2-4 человека. Игры, игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать «перекрещивание путей передвижения».

Мы предлагаем вариант организации предметно – развивающей среды в группе детей раннего возраста «Непоседы».

Зона двигательной активности

Создание условий для реализации одной из основных потребностей ребенка – потребности в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды (далее ПРС). Формирование зоны двигательной активности требует продуманного, грамотного подхода, т.к. необходимо выделить в группе место, которое бы позволяло детям свободно двигаться.

Зону двигательной активности мы разместили в помещении спальной комнаты. Наличие выдвижных кроватей в спальне позволяет использовать свободное пространство помещения для этих целей. Здесь же размещен спортивный уголок, в оснащении которого находятся все необходимые предметы для осуществления двигательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста. Наряду с традиционными предметами и оборудованием, в своей работе мы используем и нетрадиционный физкультурный инвентарь: тряпичные мячи, «дорожка здоровья» (включает в себя массажные коврики различной фактуры), карусель из лент, султанчики, предметы для дыхательной гимнастики и прочее.

Центр развивающих игр

Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В данном месте группы собраны игрушки, направленные на развитие воображения и речи. Так этот центр разделен на своего рода зоны.

Зона сенсорного развития предназначена: для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение); для развития мелкой моторики.

Уголок ряженья и театральной деятельности  включает в себя зеркало на уровне глаз ребенка (с необходимыми аксессуарами для ряженья). Набор необходимых предметов (косынки, фартуки, ленты, бусы, одежда для кукол, и т. п.) предназначены для формирования представлений «о себе» у детей и  для ролевых игр детей.  В уголок ряженья входит «Парикмахерская» (для игровых действий, игры с куклами): трюмо с зеркалом, расчески, игрушечные наборы для па­рикмахерских.

Здесь же находятся элементы некоторых видов театров, одежда для инсценировок.

Для различных инсценировок у нас в группе имеется расписной деревянный сундук с  различной одеждой, масками, шапочками. Тут же находятся элементы некоторых видов театра (куклы настольного театра и театра би-ба-бо).

Игровые «зоны» условны, поэтому переходят одна в другую, органично дополняя виды деятельностей. Так, например, уголок ряженья и кукольный уголок расположены рядом.

Детская игровая мебель по росту детей предназначается для групп раннего возраста, потому что дети 2-3 года, проигрывают какие-то эпизоды своей собственной жизни. Это сюжетно-ролевые действия. Игровое оборудование помогает ребенку овладеть функциональными, чисто социальными действиями, отображающими быт человека, что позволяет малышу «вписаться» в окружающую действительность. Так проходит социализация ребенка уже в ранний период его жизни. Немаловажным является и то, что ассортимент игровой мебели выполнен гарнитурно. Изделия из дерева, выполненные в светлых тонах, хорошо вписываются в интерьер группы.

Мягкая мебель — кресло, диванчик для отдыха, обтянутые мягкими тканями, создают домашнюю обстановку и уют, используются для  снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.

Предметы мебели и оборудование выполнены из экологически чистых материалов, имеют водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не теряют структуры

Игровая «жилая комната»

Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобретали жизненно необходимые сведения об окружающих предметах и явлениях, овладели определёнными навыками действий с этими предметами. В игре они стараются подражать взрослым. В игровой «жилой комнате» собраны предметы, которые максимально приближают детей к окружающим предметам быта.  Имеется игровая мебель:  уголок для купания, пеленания,  кукольные кровати, кухня, столик, мягкий диван и кресло. Для сюжетно-ролевых игр имеются игрушки: куклы, пупсы, комплект постельного белья, спальные принадлежности, наборы посуды и т.д.

Мы  проводим игры-занятия с использованием игрушек «жилой комнаты». Цель этих занятий: расширять представления детей о назначении предметов, учить действовать с ними, переходу полученных знаний и навыков в самостоятельные игры и повседневную жизнь. Темы занятий: «Купание куклы», «Приготовим кукле Маше кашу», «Оденем куклу на прогулку», «Накроем на стол», «Уложим куклу спать». Вся мебель в интерьере группы раннего возраста состоит из невысоких шкафов, которая рассчитана на свободный доступ к игрушкам и предметам, необходимым детям в процессе игры.

Живой уголок – уголок предназначен для наблюдений и формирования первых экологических представлений, осуществления опытно-экспериментальной деятельности  детей 2-3 года жизни.

Зона конструирования. В этой зоне собраны различные виды конструкторов и строительного материала. Мы используем: игру-занятие «У кукол новоселье», «Кубики». Постройка гаража, домика, дорожки. Сопровождаем игру  чтением стихов, рассматриванием картин на тему "Строители".

Предметные игрушки зоны «Гараж» формируют первичные представления о транспортных средствах, и дают элементарные представления  о правилах дорожного движения, используются для обыгрывания различных сюжетных ситуаций.

В группе имеется обеденная зона, здесь красочно оформлена стена с сюжетом потешки «Сорока-сорока».

В этой же зоне мы уделили место для уголка эстетического развития, в котором находится музыкальный центр, погремушки, деревянные ложки и др. пособия для осуществления художественно-эстетического развития детей.

Уголок изобразительной деятельности

Уголок изобразительной деятельности – это место, где находится стол, магнитная доска, для демонстрации детских работ, листы бумаги, двусторонний мольберт для рисования, фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши - рекомендуется для развития художественных навыков детей. Материалы для изобразительной деятельности находятся в недоступном для свободного пользования детей месте (во избежание травм) и применяются детьми только под присмотром воспитателя.

Книжный уголок находится в зоне отдыха детей, стойка с детской литературой расположена возле мягкого удобного диванчика, что позволяет детям, удобно устроившись, рассматривать иллюстрации. Уголок предназначен для  развития речи и ознакомления с художественной литературой.

Такая организация ПРС группы кажется нам наиболее рациональной, т.к. она учитывает основные направления развития ребенка второго и третьего года жизни.  Внесение в интерьер группы домашней обстановки и  красочное оформление помещения способствует привлечению внимания детей, созданию благоприятной детской атмосферы и желанию детей снова прийти в детский сад, что немаловажно для успешной адаптации детей.

 

 Литература

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.
  2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  4. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.
  5. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педпгогов / Под ред. С.Н.Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.
  6. Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.

Количество коментариев: 0