Статья: "Программа формирования здорового образа жизни в условиях ФГОС"

Программа формирования здорового образа жизни в условиях ФГОС начального общего образования.

Е.А.Белослудцева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Н.В.Берденёва, заместитель директора по воспитательной работе.

Программа формирования здорового    образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся: Реализация  комплексной системы мер по формированию  ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся  в  условиях  школы, создание санитарно гигиенических условий в сочетании с грамотным просвещением и соблюдением принципов природосообразности и целостности развития личности ребенка.

Задачи формирования культуры здорового образа жизни обучающихся:

- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

-  развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение,

позволяющие сохранять и укреплять здоровье.

          

Направления реализации программы по формированию культуры здорового образа жизни:

  • создание здоровьесберегающей инфраструктуры;  
  • рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся;
  • эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
  • реализация дополнительных образовательных программ;
  • просветительская работа с  учащимися, родителями, педагогами.

     Здоровьесберегающая  инфраструктура учреждения включает:

  • соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
  • организацию качественного горячего питания обучающихся;
  • оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадки необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
  • наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

         Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихя   направлена на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы включает:

  • организацию уроков физической культуры и занятий активно – двигательного характера на ступени начального общего образования;
  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, гимнастики до занятий;
  • организацию работы спортивных секций;
  • регулярное проведение физкультурно – оздоровительных и спортивно -массовых (Дней здоровья , соревнований, социально- значимых акций, олимпиад, конкурсов, походов, экскурсий  и т. п.).

Реализация дополнительных образовательных  программ:

  • внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс («Разговор о правильном питании», «Полезные привычки»);
  • проведение уроков здоровья, специальных курсов, кружков, конкурсов, праздников, оформление «Уголков здоровья» и т. п.;

Просветительская работа с педагогами, учащимися, родителями включает:

  • лекции, семинары, консультации, курсы для педагогов, детей и родителей по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей. Организация работы школьного центра «Здоровье»;
  • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.;

Основные результаты реализации программы  формирования культуры здорового образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур(наблюдение за состоянием физического здоровья и разви­тия детей, тестирование, анкетирование, подготовка предложений по вопросам укрепления здоро­вья, определение соответствия образовательной среды и др.)

  • На наш взгляд, необходимо формирование в школе здоровьесберегающего пространства – такого, при котором исключаются или минимизируются вредные для здоровья обучающихся воздействия школы и всего образовательного процесса, а в дальнейшем – здоровьесберегающего, здоровьеукрепляющего пространства школы.

Список литературы:

  1. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе – М.: Теория и практика физической культуры, 2002 .
  2. Внутришкольный контроль за состоянием организационно-педагогической деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья: Методические рекомендации /Авт. – сост. Э.Н. Абрамов. / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2003.
  3. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, методы, опыт применения: Методические рекомендации /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: Триада-фарм, 2002 ..
  4. Здоровьесбережение в образовательных учреждениях Курганской области // Педагогическое Зауралье: научно-практический журнал. – 2005. - №4.
  5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования - М.: Прсвещение , 2012

 


Количество коментариев: 0