Статья: "Организация предметно-игровой среды в процессе экологического воспитания дошкольников в детском саду «Кораблик»."

Организация предметно-игровой среды в процессе экологического воспитания дошкольников в детском саду «Кораблик».

“Все усилия при воспитании окажутся тщетны,

пока вы не научите ваших воспитанников

любить поле, птиц и цветы” (Д. Рескин)

 

Для реализации задач программы в дошкольном учреждении формируется предметно-развивающая среда, целью которой является пробуждение интереса ребенка к окружающему миру, желание его познать и принять участие в его формировании.

Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:

-пониманию самоценности природы;

-осознанию ребенком себя как части природы;

-воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам природы, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

-формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

-пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

-пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

-формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);

-усвоению азов экологической безопасности;

-усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;

-формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Дети – существа нежные, но могут быть и очень жестокими. Это происходит не из-за желания быть таким, но от непонимания последствий. Чаще всего ребенок, ломающий цветы на клумбе, оставляющий мусор, просто не знает, к чему это приводит; для него подобные действия – просто развлечение, не отличающееся от прочих. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

В нашем ДОУ проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. В группах имеется: природоведческая литература, пособия, дидактические пособия, игры экологического содержания.

В детском саду имеется «Зимний сад», в котором есть разнообразные комнатные растения. Ведётся картотека комнатных растений. Дети  с удовольствием помогают ухаживать за  растениями. Когда дети наглядно видят положительный результат труда, то очень гордятся своими успехами. Заботясь о природе, дети не будут зря рвать цветы, ломать ветки. Важно отметить, что «Зеленая зона», действует на детей расслабляющее, здесь дети отдыхают психологически.

Круглый год выращиваем с детьми овощи: летом на грядках, в остальное время на окне «Огород на подоконнике». Дети очень гордятся результатами своего труда. Выращивая отдельные экземпляры культурных растений, такие как: помидоры, перец, укроп, лук, салат, огурцы и т.д, дети познают их характер, потребности на разных стадиях роста и развития.

В своей работе мы используем в основном методы, эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка: наблюдения и их фиксация в календаре природы, экскурсии, игры экологического содержания, чтение художественной литературы и т.д.   

Созданная руками сотрудников и природой экологическая тропа непосредственно на территории детского сада, позволяет значительно расширить объекты наблюдения. Маршрут этой тропы предусматривает следующие объекты:

  1.    Участок  леса с хвойными деревьями.
  2.  Цветник.
  3.  Огород.
  4.  Луг.
  5.  «Птичья столовая».
  6. Участки лекарственных трав «Зелёная аптека».
  7. «Озеро с лебедями»
  8. «Сельское подворье»

Каждый сезон дети совершают экскурсии по экологической тропе, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу. Мы считаем, что экологическая тропа помогает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.

Организовываем с  детьми интересные видео  экскурсии: «Прогулка по весеннему лесу", "Золотой луг", " Зимняя сказка». Красота природы, окружающая их, вызывает  глубокие переживания, способствует  развитию эстетических чувств.

Прогулки тоже широко используются для экологического воспитания детей. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно на прогулках обращаем внимание детей на красоту родной природы. Ознакомление детей с природой не ограничивается пассивным созерцанием ее явлений. Всюду, где возможно, организуем практическую деятельность детей, их труд. Например, во время наблюдения в цветнике, дети берут с собой коробочки для сбора семян. Сбор семян – увлекательное занятие, оно помогает воспитать любовь к растениям, трудолюбие, терпение. Дети собирают листья и семена деревьев, которые будут использовать при изготовлении поделок из природного материала. Знакомим  детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовываем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используются следующие оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.

Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит экологическим и подвижным  играм. Они также являются неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада. Игры дают возможность детям  сравнивать, отмечать изменения отдельных внешних признаков предметов природы.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Мы используем литературу, рекомендованную программой детского сада - это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится  беседа.

В нашем дошкольном учреждении дети и родители вовлечены в различные экологические мероприятия. Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями. Совместно мы провели акции "Ёлочка живи!», «Поможем птицам зимой!», «Смастерим скворечник», « Не загрязняй природу!»… Для детей и родителей организуются тематические выставки рисунков по Охране природы. Проведение таких конкурсов мотивируют родителей к воспитанию ребёнка в детском саду. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.

Опыт нашей работы еще раз убедительно показал, что воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство любви к природе и соответствующее ему поведение развиваются  постепенно от положительно-эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость.

 


Количество коментариев: 0