Статья: "Свойства воды"

 

Цель: расширение и закрепление представлений у обучающихся о свойствах воды.

 

Задачи:

- актуализировать знания детей о свойствах воды;

- объяснить что такое лаборатория и правила работы в ней;

- показать обучающимся опыты с водой;

- развивать способность анализировать и делать выводы;

- доказать детям необходимость бережного отношения к воде;

- создать представление у обучающихся о причинно-следственных связях, влияющих на изменения состояния воды.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы:

- практические;

- наглядные;

- словесные.

Планируемые результаты:

Л.1. Повышение учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Л.2. Формирование установки следовать нормам здоровье сберегающего поведения;

М.1. Развитие умения определять цель выполнения работы с помощью воспитателя;

М.3. Развитие умения подчиняться правилам;

М.2. Создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

П.1. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

Оборудование: халаты, бейджики, карточки с номерами, стаканчики с водой, сахар, песок, кусочки льда,  апельсин.

 

1.Мотивиационная часть.

Ребята, сегодня мы поговорим об одном из явлений природы, а о каком, вы узнаете, если отгадаете загадки:

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

 

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

 

В огне не горит и в воде не тонет. (Лед)

 

Я и туча, и туман, и ручей, и океан

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

 

  1. Основная часть.

-Как вы думаете, что общего во всех этих загадках?  (Все загадки о воде).

-Ребята, скажите, а где можно встретить воду в природе?  (В реке, море, озере, дома в кране).

- Как вы думаете, для чего нужна вода людям, животным, растениям, рыбам?

Ответы детей.

 Практические опыты с водой:

- Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, сегодня мы познакомимся с её свойствами. Для этого мы представим, что находимся в научной лаборатории.

 - А вы знаете, что такое лаборатория? Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.

- Кто работает в лаборатории? ( Лаборант – научно-технический сотрудник лаборатории, научного учреждения, учебного заведения).

- Вот и мы превратимся в юных лаборантов, и будем проводить опыты в нашей научной лаборатории.

- Пройдите на свои места, оденьте халаты.

- Какие правила нужно соблюдать при работе в лаборатории?

  1. Внимательно слушать инструкции.
  2. Четко выполнять указания.
  3. Аккуратно работать с веществами и оборудованием.
  4. Во время выполнения практических работ, необходимо соблюдать тишину.

Опыт 1: «Вода прозрачная».

Перед детьми стоит стаканчик с водой, чайная ложка.

- Дети, положите ложку в стакан с водой. Что вы видите?

Ложку хорошо видно, значит вода прозрачная.

- А теперь я положу ложку в стакан с молоком.

Сейчас ложку  видно? Молоко не прозрачное.

Вывод: Вода прозрачная.

Опыт 2: «У воды нет вкуса».

Воспитатель: Дети, отпейте немного воды через соломинку. Есть ли у воды вкус?

Вывод: У воды нет вкуса.

Опыт 3: «Чистая вода не имеет запаха».

- Ребята, понюхайте воду, скажите, пахнет ли она?

- А сейчас я дам вам воду, в которую добавила апельсин, понюхайте, что изменилось? (вода стала пахнуть апельсином). Какой вывод мы сделаем?

Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

Опыт 4: «Вода это жидкость, не имеющая формы».

- Посмотрите на ваши стаканчики с водой, какую форму имеет вода?

- Сейчас я перелью воду из стаканчика в блюдце.

- Вода поменяла форму?  (Вода приняла форму блюдца).

Вывод: вода не имеет формы.

Опыт 5: «Пар – это тоже вода».

- Сейчас я налью в стакан горячей воды. Что вы видите?

- Мы видим пар.

- Теперь я возьму зеркальце и подержу его над паром. Посмотрите, что на нем появилось?        Капельки воды.

Вывод: пар – это тоже вода.

Опыт 6: «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет».

В стакан с водой положите сахар, размешайте, и попробуйте на вкус.

- Какая вода?  (Сладкая).

- Что произошло с сахаром? (растворился).

- А сейчас я добавлю в стакан с водой песок.

- Что произошло с песком? (Песок не растворился, а вода стала грязной).

Вывод: некоторые вещества растворяются в воде, а некоторые нет.

- А как очистить воду? Пропустить через фильтр. Что такое фильтр? (Фильтр прибор для очищения жидкостей процеживанием).

- Сейчас я сделаю фильтр из ватного диска, вставлю в воронку и пропущу через него воду.

- Какая вода течет? Вывод?

- Эта очистка называется фильтрованием.

- А нужно очищать воду?

- Ребята, а кто загрязняет водоемы? (Люди). Как они это делают? (Бросают туда мусор, моют автомобили, выпускают выбросы с заводов).

- К чему приводит загрязнение воды? (Загрязнение воды приводит к исчезновению рыб, растений, что в свою очередь не дает жизнь животным).

- Какой мы можем сделать вывод?

- Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Необходимо немного отдохнуть и нам. Встаньте и сделайте один шаг назад.

 Физминутка.

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно:

Вместе раз-это брасс,

Одной, другой - это кроль.

Все как один плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

- А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности.

Опыт 7: «Соленая вода, тяжелее пресной».

- Ребята, сейчас я возьму банку с пресной водой (с водой из-под крана), и опущу туда яйцо.

- Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.

- А во второй банке я сделала морскую воду, добавила в пресную воду соль.

 Опускаю туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет).

- Вывод: соленая вода, тяжелее пресной.

Опыт 8: «Лёд – это твердая вода».

- Дети, я раздам вам кусочки льда, подержите их в руках. Какими стали ваши руки? (Мокрыми). Значит лед – это тоже вода, только в твердом состоянии. При какой температуре лед начинает таять? (При нулевой). А что можно сделать, чтобы лед превратился в воду быстрее? (Подержать в руках, положить в теплое место). Какой мы сделаем вывод из этого опыта?

Вывод: лед - это твердая вода.

  1. Заключительная часть.

- Назовите, какое вещество мы исследовали на нашем занятии? (Воду). Где мы встречаем воду?

- Что можно сказать о воде? Пройдите к столу и выберете капельки, которые подходят к  слову «вода» (на капельках написаны свойства воды).

- Объясните, почему вы выбрали именно эти капельки? (Свойства воды).  Мы сегодня познакомились со свойствами воды.  Давайте повторим их.

Вода жидкая, прозрачная, без запаха и вкуса, не имеет формы. Она может превращаться в лед, пар. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет. Соленая вода, тяжелей пресной.

- Предложите свои варианты использования воды.

- Придумайте необычное название воде.

- Поделитесь собственными примерами из жизни, с какими свойствами воды, вы встречались.

  1. Итог.

- Оцените наше занятие. Если вы считаете, что оно было полезно для вас, возьмите радостную капельку, а если нет грустную.

- В заключении хочу сказать, что мы увидели, какими разными свойствами обладает это загадочное вещество нашей планеты. Для человека очень важно знать свойства воды, так как вся его жизнь связана с водой.

 


Количество комментариев: 0