Статья: "Открытое занятие по развитию речи (ЗКР) в подготовительной группе № 12 «Звуки, буквы и слова»"

Открытое занятие по развитию речи (ЗКР) в подготовительной группе № 12 «Звуки, буквы и слова»

Цель: Совершенствовать умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

Задачи:

Образовательные: Формировать фонематический слух, умение различать гласные и согласные звуки, давать их характеристику и обозначать схематично, умение определять звук в слове и соотносить его с буквой; продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие звук Ч, находить место звука в слове; упражнять в нахождении по образцу существительных с суффиксами.

Коррекционные: Развивать речь и воображение, мелкую и общую моторику.

Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время игры, культуру речевого общения. Учить детей снимать психическое и эмоциональное напряжение.

Методы и приемы:

Наглядный - показ предметных картинок, карточки с буквами.

Словесный - беседа.

Игровой - игровые упражнения «Угадай и покажи», «Мое имя», «Кузовок», «Где спрятался звук в слове?».

Практический - физкультминутка.

Материал и оборудование: карточки с буквами, предметные картинки, корзиночка, грибочки, пластилин красного и синего цвета, музыкальный центр, буквы.

Предварительная работа: Игры:  «Раздели правильно», «Гласные – согласные звуки», « Поймай звук Ч», «Где спрятался звук в слове?», «Придумай слово с окончанием на «ик».

 

 

 

Ход занятия.

1 часть: эмоциональный настрой детей, приветствие гостей

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

                          Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

                          Нам здороваться ни лень:

                          И с гостями в этот день!

                          Если каждый улыбнётся –

                          Утро доброе начнётся.

                          – ДОБРОЕ УТРО!

- Ребята, к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы готовитесь к школе. Давайте же мы с вами пообещаем, что:

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

 

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами заниматься не будем!  Я предлагаю устроить день игр!!! Хотите играть?

Дети: - Да!

Воспитатель: Тогда не ленитесь

                          Полукругом становитесь!

1-я  Игра «Мое имя»

- Мы будем играть в игру, которая называется «Мое имя».

- Я сейчас вам буду показывать карточки  с буквами, а чье имя начинается с этой буквы, сделайте шаг вперед и назовете свое имя.

-Например, моя буква «Е», зовут меня Елена (дети выполняют задание).

- Молодцы, ребята, вот наши гости с вами и познакомились.

Воспитатель: Ребята, а сейчас закройте глазки и представьте, что вас закружил ласковый ветерок и перенес в игру со звуками и словами (дети садятся на места).

- Посмотрите, здесь нас встречает НЕЗНАЙКА, он предлагает поиграть.

2 часть:  игры за столом.

2-я  Игра называется «Угадай и покажи»

Воспитатель: А для начала давайте вспомним, какие бывают звуки?

Дети: гласные и согласные.

Воспитатель: Правильно! Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: Гласные мы произносим свободно, можем пропеть, а согласные произносим коротко, отрывисто, не можем их пропеть.

Воспитатель: Правильно! У вас на столах есть кружочки. Каким кружочком мы обозначаем гласные звуки? А согласные?

Дети: красным – гласные, синим – согласные.

Воспитатель: Давайте начнем играть  в игру «Угадай и покажи».

1-й вариант: Я буду вам называть слова (аист, дуб, игра, арбуз, шуба, экскаватор), а вы должны, определить с какого звука начинается слово, с гласного или согласного и поднять соответствующий кружок.

2-й вариант: Я буду показывать вам картинки (груша, автобус, самолет, брюки, утка, холодильник, апельсин), а вы должны, определить с какого звука начинается это слово, с гласного или согласного и поднять соответствующий кружок.

- Итак, играем! Например: «Автобус» произносите слово вслух , 1-й звук какой? Гласный или согласный? Правильно и так, мы поднимаем красный кружок. (Аналогично разбираем несколько слов)

- Вы очень хорошо поиграли, молодцы!!! И так, нас ждет следующая игра!!!

3-я  Игра называется «Найди место звука Ч в словах» (работаем со схемой)

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:

                                                У бычка два бочка

                                                И у овечки два бочка.

                                                У овечки и бычка

                                                Четыре черненьких бочка.

- Какой звук я часто выделяла голосом?

Дети: Звук Ч.

- Правильно!!! А сейчас поиграем, я буду называть звуки (слоги, слова), а вы как услышите звук ч, так «поймаете» его (хлопните в ладоши).

- Отлично вы справились с этой игрой!!! А теперь сложнее, игра «Найди место звука Ч в словах» (работаем со схемой). Скажите мне звук ч какой, гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Какой кружок возьмете?

Дети: Синий.

(работаем со схемой)

Воспитатель: Берите схемы и синие кружочки, да внимательно слушайте слова, в который спрятался звук ч: чайник, ключ, тачка, калач, туча, четыре.

(проводится индивидуальная работа)

Воспитатель: Вот это да!!!! Здорово вы играете!!! Молодцы!!!

3 часть: физкультминутка

Воспитатель: А теперь пора и отдохнуть, а то засиделись! Следующая игра «Гласные и согласные буквы». Для этого надевайте шапочки с буквами и проходите на ковер.

(дети одевают шапочки и проходят на ковер)

4-я  Игра «Гласные и согласные буквы»

1-й вариант:

- Послушайте правила игры: будет звучать музыка, а вы двигаться под музыку, как только музыка остановится, вы должны будете встать в два ряда, гласные буквы – в один ряд, согласные в другой.

(играем 1-2 раза)

2-й вариант:

- Теперь по-другому поиграем: как только музыка остановится, вы должны встать парами гласная буква с согласной. А если две буковки стоят рядом, то что это получается?

Дети: Слог.

- Правильно! Вот мы их и прочитаем!

(дети встают парами, образуя слоги (ма, уп, со и др.) и сами по желанию их читают, играем 2 раза)

Воспитатель: Какие вы будете замечательные ученики!!!! Все правильно сделали!!!!

(дети снимают шапочки)

- Молодцы ребята, а теперь поиграем в игру «Кузовок». А сейчас вставайте в круг.

5-я Игра «Волшебный кузовок»

(детям раздаю грибочки, всем по одному, а у меня в руках кузовок)

Воспитатель: Слушайте внимательно правила игры:

- В этот волшебный кузовок можно класть только те грибочки-слова, которые заканчиваются на – «ок». Каждый положит в кузовок один грибочек со словами: «Кладу в кузовок цветок (например - грибок, молоток, цыпленок, замок, коробок, колобок, сапожок, мешок, листок, чулок, носок, колобок, колпачок, гребешок, воротничок, сахарок)».

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.

4 часть:

Воспитатель: А сейчас приглашаю вас за столы, слепим из пластилина букву, с которой начинается ваше имя. Для этого у вас имеются пластилин красного и синего цвета, вы должны сами выбрать цвет своей буквы. (дети сами выбирают цвет пластилина - гласный- красный, синий—согласный)

-Покажите, ребята, нашим гостям, ваши буквы. Какие красивые, ровные буквы у вас получились!!! (дети с места показывают буквы).

 

 

5 часть: Рефлексия

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие бывают звуки? (гласные-красные, согласные-синие)

- Вам понравилась занятие? (Дети отвечают) А что вам понравилось?

-Какие игры вам понравились? (перечисляют) Чему учат вас игры по развитию речи?

Дети: Каждый день, всегда, везде,

           На занятиях, в игре –

           Говорить всё чётко, внятно,

           Чтобы было всем понятно!!!

Воспитатель: Мне очень понравилась с вами общаться, играть. Вы отвечали все хорошо!!!

Попрощаемся с гостями, друзья,

Поиграли вы и я.

Слова, звуки вспоминали,

В общем, весело играли!

Занятие-игра закончилось. Спасибо, вам ребята!!!


Количество коментариев: 0