А Лисонька в это время дочку будит:
(Звучит фонограмма потешки).
Тяги-тяги, потягушеньки,
На Катю порастушеньки.
А в ручки хватушеньки,
А в ножки ходушеньки,
А в роток - говорунок,
А в головку - разумок.
Берет Лисонька Катеньку на ручки, да приговаривает:
Ой, ты моя маленькая,
Моя хорошенькая,
Ты моя пригоженькая.
Сейчас мы с тобой умоемся.
Взяла Лисонька кувшин с водой, полотенце, умывает дочку, да приговаривает:
Водичка, водичка,
Умой Кате личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
А дедка Илюшеньку умывает, да приговаривает:
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Посмотрела Лисонька на дочку, а она лохматая.
- Надо тебя, Катенька, причесать.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косынька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Причесала Лисонька Катеньку, смотрит на нее, любуется:
Вот какая ты у меня красавица!
Глазки - бусинки,
Носик - пуговка,
Ротик - клюковка,
Дочка моя куколка!
Нежно прижимает её к себе, целует.
- А теперь пойдём кушать.
Кормит Лисонька дочку, да приговаривает:
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Напоила чаем.
-А теперь пойдём с тобой погуляем. Учит Лисонька дочку ходить, да приговаривает:
Ой, дубок, дубок, дубок,
Скоро Катеньке годок.
Катя, Катя, маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
Пошли и дедка с бабкой погулять с сыночком, а на дорожке сидит кошка.
Дедка и говорит:
Киска, брысь, киска, брысь,
На дорожке не садись,
Наш Илюшенька пойдёт,
Через киску упадёт.
Не успела кошка убежать, Илюшенька побежал, споткнулся и упал, упал и заплакал. Подбежала бабка, подняла сыночка, да заговаривает:
Не плачь, не реви,
У волка боли,
У зайца боли,
А у Илюшеньки заживи.
Погуляли, и домой пошли отдохнуть.
А возле дома петушок гуляет.
Петя, Петя, петушок,
Золотой гребешок.
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь.
- Ребята, как петушок ходит и поёт? Покажите!
Петя, Петя, петушок,
Подари нам гребешок!
Отвечает петушок:
“Подарил бы, если б мог.
Только я без гребешка
Не похож на петушка”.
А в лесу, возле Лисичкиного дома, зайка скачет.
Воспитатель: (надевает маску зайчика ребенку) - Вставайте, ребята, в кружок, вместе с зайкой и Катей хоровод водить будем.
Игра-хоровод «Заинька».
(В конце дети убегают на полянку).
Воспитатель: - Сидит Илюша, играет, вдруг слышится на печке: “Мяу-мяу”.
Заглянул за печку, а на печке котик лежит, греется!
Да такой красивый, пушистый!
(Звучит фонограмма потешки).
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Воспитатель:
Котя-котенька, коток.
Котя серенький хвосток!
Приди, котя, ночевать,
Нашу детоньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Ты уж ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси.
- Сидит Илюшенька, игрушки хватает, а они у него падают, потому что пальчики слабенькие, непослушные. Стали тогда бабка с дедом с сыночком зарядку для пальчиков делать, в ладушки играть.
(Звучит фонограмма «Ладушки»)
Игра с детьми.
Воспитатель читает потешку «Сорока, сорока»
Дети выполняют движения.
Воспитатель - Подрос Илюша, сильным и ловким стал. Решили дедка с бабкой сыночка уму-разуму учить.
Стали ему загадки загадывать:
Наша милая подружка
Даст нам перьев для подушки
Даст яичек для блинов,
Куличей и порогов. (Курица)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы
Кто в дупле орехи прячет
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Пухом землю замело-
За окном белым бело.
Эти белые пушинки
Не годятся для перинки. (Снег)
Дети отгадывают загадки.
Отгадал Илюшенька загадки, да только вместо слова «снег» -«шнег» сказал.
- Надо нам бабка Илюшу правильно говорит научить. И стали скороговорку учить:
У Сашки в кармашке –
Шишки да шашки.
Дети упражняются в произношении скороговорки.
- Прошло, много ли, мало ли времени, вырос Илюша, стал настоящим богатырем: умным, сильным, смелым, добрым. Всему его дедка с бабкой научили.
Да и Катюшка подросла - настоящей красавицей стала: ласковая, добрая, и хозяйка хорошая, все делать умеет.
Повстречались они, да полюбили друг друга. А вскоре и свадебку сыграли. Когда у них детки родились, стал Илья для них по другим деревням ходить, разные песенки, потешки, загадки, скороговорки, загадки, да сказки собирать – все, что русский народ из уст в уста пересказывал. А Катерина все записала и в книжное издательство отнесла. Художник картинки нарисовал, и родилась на свет книжка: «Устное народное творчество», в которой собрана вся народная мудрость.
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.
3 часть:
- ребята, вам понравилась моя сказка? Что запомнилось?
- Как раньше люди, которые не умели читать, растили детей?
- Что такое потешки? Для чего их использовали?
- Кто запомнил, что такое устное народное творчество?
Перспектива на будущее:
Придумать свою сказку, загадку, потешку или скорговорку.