Статья: "Волшебный лимон"

 

МАДОУ «ЦРР – детский сад № 144»

 

Конспект НОД по экспериментированию

«Волшебный лимон»

 

 

Выполнили:

Бухарова И. И.

Кашина Е.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 год

Конспект НОД по экспериментированию

«Волшебный лимон»

 

Цель: Развитие познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование; расширение знаний о растении и фрукте «лимон».

Задачи:

Развивающие: Развивать познавательную активность у детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в исследовательской экспериментальной деятельности.

Обучающие: Формировать умение рассуждать, делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать у детей здоровый образ жизни. Воспитывать  любовь к природе и стремление защищать её.

Оборудование: Лимоны, весы, ёмкость с водой, два стакана с чаем, яблоко, чистый лист бумаги, блюдце, утюг, картинки с изображение лимона, нож, дощечка, одноразовые ложечки, салфетки.

 

Ход НОД

 

Педагог: Педагог предлагает детям отгадать загадку.

Он заклятый враг простуды,

Им с тобой лечиться будем.

Дольки в чай его кладём,

С удовольствием мы пьём. (Лимон)

Педагог: Правильно. Сегодня мы поговорим и много нового узнаем о лимоне. (педагог сопровождает свой рассказ иллюстрациями) Лимонное дерево — невысокое, с колючими ветками и ярко- зелеными продолговатыми листьями. Оно вечнозеленое, потому что в любое время года его ветки покрыты зелеными листьями. Вечнозеленые плодовые растения называют цитрусовыми.

Лимоны, так же как апельсины и мандарины, относятся к роду цитрусовых растений. Цветы этого дерева душистые. Их лепестки белые или кремовые.

Родиной лимона считаются Восточная Индия и Индокитай. Название фрукта произошло, вероятно, от малайского слова «лемо», что означает «полезный для матерей».

Лимон и его сок действительно обладают необыкновенными целебными свойствами: он лечит многие заболевания кожи, эффективен при гриппе, головной боли, повышает иммунитет. С давних времен лимоны используют для профилактики и лечения цинги и при авитаминозах. Лимонную кислоту добавляют во многие лекарства, чтобы они не были такими горькими. Например, когда болит горло, то надо прополоскать его разбавленным лимонным соком. Лимон убьёт все бактерии. В некоторых странах дерево  лимона считается основным символом добра и благополучия.

Педагог: Ребята, а теперь мы с вами превратимся в исследователей. Сейчас мы с вами будем обследовать лимон.  Как вы думаете, что значит обследовать? (Ответы детей)

Педагог: Ребята, давайте рассмотрим лимон. Какой он формы? (овальной)

Какой у него носик? (острый) Ощупайте и погладьте лимон. Что можно сказать о его поверхности? (блестящая, шероховатая, прохладная).

Педагог:   А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы лучше почувствовать запах лимона?

(Разрезать ножом) Педагог обращает внимание детей на то, что пользоваться ножом может только взрослый, нож детям не игрушка!

(Педагог разрезает детям лимоны на две части.)

Понюхайте ещё раз фрукт. Дети определяют его запах.

Положите перед собой салфетку и положите лимон срезом на неё, поднимите лимон с салфетки. Какой стала салфетка?

(Салфетка стала мокрой).

          Педагог: А как вы думаете, почему салфетка стала мокрой?

(У фрукта есть сок.)

Педагог: Ребята, а как будет называться такой сок?

(Лимонный сок.)

  Как нам получить сок из лимона?

(Выжать.) (Показываю, как нужно выдавить сок из лимона.)

Педагог  предлагает детям отдохнуть, выполнив физкультурную минутку.

Упражнение «Лимон»

Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука. Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.

Выполните это же упражнение левой рукой.

Выполнение упражнения с детьми может сопровождаться следующим стихотворением-инструкцией:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Педагог: Ребята, а вы знаете какой сок у лимона?

(Кислый.)

Педагог предлагает детям попробовать сок лимона на вкус.

Педагог с детьми делает вывод, что лимон хоть и кислый, но очень полезный.

Педагог: Ребята, а чем полезен лимон?

(Много витаминов.)

 А вы знаете, где можно использовать лимон?

(Пить с чаем.)

Педагог: Хорошо, а давайте теперь проверим, на что еще способен лимон.

Мы с вами проведем несколько экспериментов для того чтобы узнать как можно больше о лимоне и его свойствах.

Эксперимент 1: нам понадобятся: весы, емкость с водой и парочка лимонов (один очищенный, второй обычный). С помощью весов измерим вес обоих лимонов, а затем опустим их в воду и посмотрим, что с ними произойдет.

Взвешиваем лимоны и записываем цифры.

Какой лимон легче?

А теперь положим оба лимона в емкость с водой.

Что произошло? (очищенный лимон утонул, а с кожурой нет)

Вот это да, может мы неправильно взвесили?

В чем же секрет? (секрет в кожуре)

Рассмотрим лимон внимательнее. Что вы видите? (в кожуре ямочки)

Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву. Кожура лимона содержит множество полезных веществ, в том числе защитные.

Эксперимент 2: возьмем два стакана с чаем и опустим дольку лимона в один из них, как вы думаете, что произойдет? Почему? Проверим?

Что получилось?

Лимонная кислота, которая содержится в лимоне в большом количестве, обесцвечивает вещества, которые придают чаю коричневый цвет. Этим экспериментом мы доказали, что лимон имеет отбеливающее свойство.

Эксперимент 3: для проведения следующего опыта нам понадобится яблоко и долька лимона. Яблоко разрезаем пополам, одну половинку смазывает соком лимона, а вторую оставляем нетронутой. Как вы думаете, что произойдет с половинками яблока? Несмазанная половинка потемнела.

Секрет в том, что воздух окисляет яблоко, поэтому оно потемнело, а лимонный сок защищает его. На этом основано защитное действие лимона.

Эксперимент 4: выжмем немного сока из лимона в блюдце, напишем на бумаге секретное послание и оставим высохнуть. Затем прогладим бумагу утюгом и посмотрим, что из этого получится! Вывод: сок лимона при нагревании темнеет.

Педагог: Мы сегодня с вами были исследователями. Вам было трудно? (Ответы детей). Что интересного вы узнали о лимоне. ( Дети делятся своими впечатлениями от увиденного).

 

 


Количество комментариев: 0