Статья: "Проектно-исследовательская деятельность "Путешествие капельки""

Название статьи: Познавательно – исследовательская деятельность в подготовительной группе «Путешествие капельки»

Автор: Коваленко Ирина Рафаиловна

 

 

Познавательно – исследовательская деятельность в подготовительной группе

«Путешествие капельки»

Цель: закрепить свойства воздуха на основе опытов (легкий, невидимый, без запаха), выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх, воздух занимает место; вода при нагревании превращается а пар; твердые вещества могут превращаться в жидкие под воздействием тепла.

  1. Сюрпризный момент

Волшебная капелька предлагает детям отправиться в путешествие. Воспитатель зажигает  свечу в аромолампе, капает несколько капель пихтового масла, дети закрывают глаза.

-Что вы чувствуете? (в комнате пахнет елкой, лесом). Мы с вами оказались в волшебном лесу. Наша капелька много путешествует и

сейчас хочет рассказать о своем друге.

Оборудование: аромолампа, свечи, пихтовое масло, спички.

  1. Загадка: Через нос проходит в грудь

                        И обратный держит путь.

                       Он невидимый  и все же

                        Без него мы жить не можем (воздух).

-Что вы знаете о воздухе? (он невидимый, прозрачный, через него мы видим предметы и то, что нас окружает, не имеет запаха, им мы дышим)

-Как мы можем увидеть воздух?

  • Опустить трубочку в стакан с водой и подуть. Мы видим пузырьки воздуха. Они поднимаются вверх, значит воздух легче воды.
  • Бросаем в воду различные предметы. Из воды поднимаются пузырьки, значит в предметах тоже есть воздух.

-Давайте попробуем поймать воздух.

  • Воспитатель предлагает поймать воздух с помощью целлофановых кулечков, воздушных шариков. Воздух упругий.

Оборудование: стаканчики с водой, трубочки для сока, шарики, целлофановые кулечки, мелкие предметы.

3.Капелька предлагает поиграть . Игра «Морской бой». Задача игроков: «утопить» корабли на дно. Вместо кораблей детям даются пластмассовые шарики двух видов: теннисные шарики и  шарики с отверстиями с двух сторон. Теннисные шарики невозможно «утопить», так как они очень легкие, внутри их воздух. А шарики с отверстиями постепенно наполняются водой и погружаются в воду.

Оборудование: таз с водой, шарики теннисные и с отверстиями, полотенце.

4.Опыт «Сухой из воды».

-Что будет если бумагу опустить в воду? (она намокнет и порвется).

Воспитатель показывает детям стакан, на дне которого прикреплен кружок из бумаги. Дети убеждаются, что бумага сухая. Воспитатель погружает перевернутый стакан в воду. Вода в стакан не попадает, потому что там находится воздух и бумага остается сухая. Вывод: воздух занимает место. Как только мы наклоняем стакан, воздух постепенно выходит (мы видим пузырьки) и это место занимает вода, бумага намокает.

Оборудование: Стакан с бумажным кругом на дне,  прозрачная емкость с водой.

  1. Опыт «Змейка»

–Дети,  а какой воздух зимой, летом? (воздух может быть теплый и холодный). В нашей комнате находится теплый и холодный воздух, он перемещается. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

  • Воспитатель зажигает свечу. Свеча постепенно нагревает воздух (осторожно подержать руку над свечой, в стороне от свечи, почуствовать тепло).

-Где воздух становится теплее? Подносим бумажную змейку (круг из бумаги разрезанный по спирали, держится за нитку, прикрепленную за центр) в поток теплого воздуха. Змейка начинает кружиться. Вывод: теплый воздух поднимается вверх и кружит «змейку».

Оборудование: свеча, бумажная «змейка», спички.

  1. Огонь не может жить без воздуха, он тоже «дышит». Если накрыть свечу стеклянной банкой, то воздух перестанет поступать к огоньку и он погаснет.
  • Зажженная свеча накрывается стеклянной банкой. Постепенно огонек гаснет.

Человеку и всем живым существам на планете нужен чистый воздух. Его вырабатывают растения. Поэтому растения нужно беречь, сажать новые, заботиться о них и тогда они будут заботиться о нас.

  1. «Снегурочка».

 Воспитатель предлагает вспомнить отрывок из сказки «Снегурочка»: стала прыгать Снегурочка с подружками через костер и превратилась в белое облачко.

-Из чего была сделана Снегурочка? (из снега). Что будет если снег поместить в тепло? (он растает и превратится в воду). Волшебная капелька расскажет вам, почему Снегурочка превратилась в белое облачко.

  • Воспитатель показывает детям комочек снега. Давайте представим , что это Снегурочка. Сейчас мы разожжем костер (зажигает свечу), поместим «Снегурочку» в ложку и подержим над свечой. В процессе опыта дети видят, что снег сначала растаял и превратился в воду, а когда вода стала нагреваться,  она стала превращаться в пар (белое облачко).

Вывод: вода при нагревании превращается в пар.

Оборудование: свеча, ложка, комочек снега, спички.

  1. «Сладкий опыт».

-Что будет если в воду добавить сахар? (вода станет сладкой). А что происходит с сахаром? (он растворится, крупинок сахара не видно в воде). Сахар какой? (твердый)

  • Дети пытаются растворить сахар в холодной и горячей воде. Сравнивают. В горячей воде сахар растворяется быстрее. Почему? Под воздействием тепла сахар из твердого вещества превращается в жидкое.
  • Воспитатель нагревает сахар, помещенный в ложку, над свечой. Дети видят, что сахар превращается в жидкость.

Оборудование: свеча, ложка, сахар, стаканы с горячей и холодной водой, ложечки, спички.

9.Наше путешествие заканчивается и на прощание Капелька и воздух покажут вам фокус.

  • Воспитатель накрывает стакан, наполненный водой, картонкой. Убеждается, что там нет воздуха, переворачивает стакан. Спрашивает, что будет если картонку отпустить? (вода выльется). Осторожно отпускает руку, вода из стакана не выливается.

Оборудование: стакан с водой, картонка.

 

Дети произносят волшебные слова: хлопну, топну, повернусь, сразу в группе окажусь.

Воспитатель гасит свечу в аромолампе,  «капелька» исчезает (вода в аромолампе  испарилась за время занятия).

10.Итог занятия. Понравилось ли вам наше путешествие? Что вы сегодня узнали нового? Какой опыт или эксперимент вам запомнился больше всего?

 

 


Количество коментариев: 0