Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни животных и птиц осенью. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней.
Развивающие: развивать смекалку и сообразительность детей, их эрудицию, умение излагать свою мысль.
Воспитательные: воспитывать любовь, доброту, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении. Приучать детей заботиться о птицах, испытывать радость от сознания того, что в трудное зимнее время они помогли птицам.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа: рассматривание картин о природе, чтение рассказов и стихов, разбор пословиц и поговорок, примет об осени.
Оборудование и материал: колокольчик, картины с изображением осени, птиц и животных.
Формы организации:
Воспитатель:
- Сегодня утром нам пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно (письмо от разбойника). Ребенок читает письмо.
«Я похитил вашу ОСЕНЬ. Теперь у вас не будет осени. Отправляйтесь в лес и выполните мои задания. Если выполните, я верну вам ОСЕНЬ!»
- Предлагаю вам отправится в лес и выполнить задания разбойника и вернуть осень.
Воспитатель в середине и звенит колокольчиком:
- Мой звоночек звенит, заливается
- И ребята вокруг собираются.
- Отправляемся в путешествие в лес.
- Мы идем в волшебный лес» - маршируем на месте
- А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся».
- Ребята, садитесь на стульчики и закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!
- Вот мы оказались с вами в лесу.
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.
- Пришла без красок и без кисти. Да перекрасила все листья. (Осень)
- Посмотрите на экран (мольберт). Слайд (картина) ОСЕНЬ.
- Какое же первое задание разбойника?
Задание № 1. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ.
Задание: назвать признаки осени, которые определяют время года.
Воспитатель: Ребята, что происходит с наступлением осени?
-День короче, а ночь длиннее.
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-Небо серое, хмурое.
-Часто идут дожди.
-Перелетные птицы улетают на юг.
-Дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку.
-Люди надевают демисезонную одежду.
-Собирают урожай овощей, фруктов и зерна.
Воспитатель: Молодцы, выполнили 1 задание разбойника. Осень – замечательное, очень красивое время года. А вы знаете, что существует три осени и к каждой из них у нас особая любовь. Давайте назовем все осенние месяцы.
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель: Вот видите, какая разная бывает осень.
- А сейчас мы поиграем. Смотрите на меня и повторяйте движения за мной (стоя возле стульчиков).
Ветер подул (губы в трубочку — дуем)
Листья зашуршали (трут ладошки)
Ежик уснул (складывают руки под голову)
Птицы полетели (машут ладошками).
Воспитатель: Ребята, вы смотрите по телевизору прогноз погоды? Там диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Задание № 2. ПРИМЕТЫ ОСЕНИ.
Дети называют приметы осени, которые определяют погоду:
-Облака редкие - будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,
а низко - так малы снега будут.
-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
-Теплая осень - к долгой зиме.
-У зайцев шерсть побелела - зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
-Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду и выполнили 2 задание разбойника.
Воспитатель: Дует ветер, летят листья. Что происходит в природе? (слайд или картина о листопаде)
- А что это такое ЛИСТОПАД? (Просмотр развивающего мультфильма «Почему опадают листья?» Деревья приспосабливаются к условиям зимы. Осенью много воды, но дерево не может её взять. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. Поэтому листья желтеют и опадают.)
- Давайте поиграем с осенними листьями, устроим свой листопад! Я буду деревом, а вы моими листочками, тихонько возьмите по 2 листа и станьте возле меня.
Мы листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.)
Воспитатель: Молодцы! Какой красивый листопад получился! А что еще бывает осенью? (дождь)
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом, бом, бом! (поглаживают ладонями)
( поворачиваются на 180* и повторяют массаж)
Задание № 3. ЛЕСНЫЕ ПТИЦЫ.
- Так же осенью меняется жизнь птиц. А теперь я вам нужно разгадать загадки о птицах, вы готовы отвечать? (показ слайдов или картин птиц)
Помните, загадку дослушиваем до конца.
И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»?
Грудка ярче, чем заря,
У кого? (дятел)
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня… (синичка)
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут! (снегирь)
Ем букашек, червяков
Зимовать не улетаю
Под карнизом обитаю (воробей)
- Молодцы! Выполнили 3 задание разбойника.
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (Есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
- Каких перелётных птиц Вы знаете? (Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
- Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (Зимующие)
- Верно. Такие птицы называются зимующими.
- Как нужно заботиться о зимующих птицах? Как же выживают зимующие птицы? (Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди. Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)
- И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.
- А теперь мы с вами немножко отдохнем. Сделаем гимнастику для наших глаз.
В лесу темно, все спят давно,
Только совушка-сова, большая голова,
На суку сидит,
Во все стороны глядит.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Звери, птицы, эх, держись!
Осмотрела все кругом –
За добычею бегом!
Задание № 4. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.
- Осень изменила жизнь не только птиц, но и животных. Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк)
- Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)
- А какие животные живут в лесу вы отгадаете? Это 4 задание разбойника. Готовы? (с показом слайдов или картин)
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой (медведь)
День и ночь добычу ищет,
Ходит, бродит он молчком,
Уши серые торчком (волк)
Я хитра, плутовата.
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком (лиса)
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (олень)
Меха целая охапка.
Шапка бегает по бору,
У стволов грызёт кору (заяц)
Он охотится ночами за жуками и мышами (ёж)
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
орешки я грызу (белка)
- Ребята, что общего у этих животных? Конечно, они все живут в лесу и это дикие животные. Молодцы ребята! Всех зверей в лесу знаете. Вы так ловко справились со всеми заданиями разбойника и освободили ОСЕНЬ. Спасибо вам, ребята! Мне понравилось в волшебном лесу. А вам?!
(А напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года? А какие осенние месяцы вы знаете? А какие птицы остаются зимовать?)
- Ну, нам пора возвращаться в детский сад. А за то, что вы меня порадовали, я приготовила вам сюрприз.