Статья: "Путешествие в лес"

 

 

Образовательные области: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Тип: интегрированное

Возраст детей: 5-6 лет 

Формы организованной образовательной деятельности: беседа, речевая проблемная ситуация, обсуждение, дидактические игры, игры справилами

Формы организации: подгруппа

Задачи:

-образовательные: уточнить и закрепить знания детей о значении леса в жизни человека и животных; закрепить знания детей о деревьях; вспомнить правила поведения в природе

-развивающие: развивать экологическое мышление и экологическую культуру; продолжать развивать диалогическую речь детей

-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к растительному миру; воспитывать умение детей  слушать друг друга

Словарь новых слов: кислород, удобрение

Предварительная работа: чтение литературы о природе; наблюдение на прогулках; разгадывание загадок; рассматривание альбомов, иллюстраций о растительном мире, аппликация деревьев.

Оборудование и материалы: макеты деревьев, пеньки, брёвна; модель дерева (части дерева), запрещающие знаки, заготовки для составления панно; магнитная доска.

Место проведения: групповая комната.

Ход ОД:

  1. Организационный момент:

Дети становятся в круг и берутся за руки.

 Воспитатель:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рада вас видеть я!

  1. Сообщение темы:

Воспитатель:Ребята скажите, а вы были в лесу?

Дети: Да.

Воспитатель:А, что больше всего вам понравилось в лесу?

Дети: Отдыхать, грибы, ягоды собирать и т.д.

Воспитатель: А, вы хотите побывать в лесу и выяснить, для чего нужен лес всем жителям планеты Земля!

Дети:Да.

Воспитатель: Но прежде, чем идти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Чего нельзя делать, чтоб сохранить лесное богатство?

Проводиться дидактическая игра «Экологические знаки»

Дети: Ломать ветки, разжигать костер, разорять гнёзда, уничтожать ядовитые грибы, оставлять мусор после себя, рвать цветы, слушать громко музыку.

Воспитатель: Молодцы. Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты.

Ну, а теперь в путь ребята!

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

 Раз, два,  три, четыре

Полетели, закружились.

Вот мы и в лесу.

  • Основная часть:

Воспитатель:  И так, для начала отгадайте загадку.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

 А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.      (Дерево)

Воспитатель: Совершенно верно - это дерево.

Как вы думаете, дерево живое или нет?

Дети: Живое.

Воспитатель:Почему так думаете?

Дети:Потому что, как все живые существа  оно растёт, пьёт воду и дышит.

Воспитатель:С помощью чего деревья дышат?

Дети: С помощью листьев.

Воспитатель: Правильно, с помощью листьев.

Деревья и другие растения «вдыхают» тот воздух, который выдыхаем мы и животные, а «выдыхают»  растения живой, чистый воздух, которым мы дышим.

Ребята, а кто из вас  знает, как называется этот воздух?

Дети: Кислород.

Воспитатель: Правильно. Воздух, которым мы дышим, называется кислородом. Вот почему надо беречь каждое дерево, каждую травинку.

Ребята, давайте подойдём к деревьям. Назовите, какие деревья растут здесь в лесу?

Дети рассматривают и называют каждое дерево.

 Дети: Дуб.

Воспитатель: Как вы узнали, что это дуб?

Дети: Он огромный, широкий ствол, листья вырезные. На нём есть плоды – это жёлуди.

Берёза. У неё белый ствол, тонкие веточки, опущены вниз.

Воспитатель: А у берёзы плоды или семена?

Дети: Семена, серёжки.

Также здесь растёт ёлка. У неё вместо листьев иголочки, хвоинки.

Воспитатель:Как называются  деревья, у которых вместо листьев хвоинки?

Дети: Хвойные.

Воспитатель: Какие ещё, вы знаете хвойные деревья?

Дети: Сосна, кедр, пихта.

Воспитатель: А, как называются деревья с листьями?

Дети: Лиственные.

Воспитатель:В нашем лесу, куда мы пришли,  растут и хвойные, и лиственные деревья. Как называется лес, где растут и хвойные, и лиственные деревья?

Дети: Смешанный.

Воспитатель: Во время прогулки и экскурсии по городу мы видели с вами и другие деревья.

Ребята, давайте вспомним, какие деревья растут в нашей местности?

Проводится игра «Что растёт в краю родном?»

- Я буду называть деревья или кустарники, если они растут в нашей местности, хлопайте в ладоши, если нет – то показываете пальчиком «отрицание».  (Яблоня,  груша, ель, тополь, персик, сирень, берёза, вишня, осина, каштан, лимон, сосна, кедр, липа, апельсиновое дерево  и т.д.)

Воспитатель: Ребятки, какие молодцы.

А теперь я предлагаю вам присесть на брёвнышки и поиграть в игру.

Проводится дидактическая игра «Для чего нужно дерево».

Расскажите, для чего и для кого нужны деревья?

Дети:

- для животных, насекомых, птиц, так как листьями и корой деревьев питаются: лось, заяц, птицы и другие обитатели леса;

 - это место для постройки гнезда; 

-для жука это жилище, место для откладывания личинок;

- для зайца это пища, зимой кора, укрытие;

 - для художника это объект для картин;

 - для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;

- дерево для горожанина  это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха.

- из древесины люди строят дома, делают мебель, отапливают жилище.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

Ребята, вам приятно находится в таком лесу?

Дети: Да.

Воспитатель: Но нам пора возвращаться в детский сад.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в детском саду ты окажись!

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, а скажите, без чего дерево и лес не может существовать?

Дети: Без света, воздуха, тепла, почвы, влаги.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, из каких частей состоит дерево?

Подойдите к столу и возьмите любую часть дерева. Расскажите о значении каждой части.

Игра  «Части дерева»

Дети подходят к  магнитной доске и  собирают модель дерева.

 Воспитатель: Корни,  что делают?

Дети: Поглощают воду и питательные вещества из почвы. Корни удерживают дерево.

Воспитатель: Какую функцию выполняет ствол?

Дети: По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям.

Воспитатель: Что есть  на ветках?

Дети: Листья, цветы, плоды.

Воспитатель: Ребята, что выделяют  листья?

 Дети: Кислород. Также листья задерживают пыль.

Воспитатель: Когда листья падают, что происходит с ними на земле?

Дети: Они перегнивают, образуя питательные вещества для дерева.

Воспитатель:Правильно, перегнивая, листья служат естественным удобрением  для почвы. Почва становится плодороднее и растения лучше растут. Удобрение – это как витамины для человека.

А, что же происходит с плодами, семенами, когда они падают на землю?

Дети: Они прорастают. Ветер разносит семена, где упадёт семечко там и прорастёт.

Воспитатель: А сейчас, я вам  предлагаю, на память о прогулке в лесу, создать панно смешанного леса.

На ватмане заранее нарисовано солнце, небо и поляна.

Дети проходят за столы, на которых приготовлены заготовки для различных деревьев, наклеивают их и  получается  панно смешанного леса.

Воспитатель: Маша, прочитай стихотворение о лесе.

Мир лесной кто бережёт,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнёт,
Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведёт, 

Кто всегда, всегда в лесу. Уважает тишину!

  1. Итог ОД:   

Воспитатель:Ребята скажите, где мы побывали?

Дети: В лесу.

Воспитатель:Как вы думаете,  мы выяснили,  для  чего лес нужен всем жителям планеты Земля?

Ответы детей.

Воспитатель:Давайте, ребята мы наше с вами панно оставим в группе, и будем любоваться красотой природы, вспоминать, как мы ходили в лес.

 


Количество коментариев: 0