Статья: "Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме «Мой край родной - Югра»."

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме «Мой край родной - Югра».

Цель: воспитание патриотических чувств к России, малой Родине - Югре.

Задачи:

Обучающие: продолжать формировать представления детей о нашей планете, о родном крае. Систематизировать знания детей о ягодах, рыбах и животных Севера. Закрепить представление детей о глобусе и карте. Уточнить знания детей о жизни коренных народов Югры. Активизировать познавательную деятельность детей.

Развивающие: развитие творческих способностей детей.

Воспитательные: воспитание патриотических чувств к России, малой Родине - Югре.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций о жизни коренных народов Севера, хантыйских орнаментов, изготовление альбома «Орнаменты», дидактических игр «Сложи чум», чтение книг.

Материал: Робот-игрушка, глобус, физическая карта Мира, иллюстрации с видами России, указка, космическая музыка, спокойная музыка, картинки ягод, рыб, чум, дидактическая игра «Кто лишний», слайды о княженике, письмо, книга о космосе. Для аппликации готовые трафареты, геометрические фигуры (узоры коренных народов ханты и манси), клей, салфетки, кисточки, смайлики.

Ход НОД:

Воспитатель приглашает детей в группу.

Оргмомент.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой – друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Звучит космическая музыка, воспитатель обращает внимание детей, на то, что кто-то пришёл в группу, педагог подходит к дверям и вносит робота).

Воспитатель: - Дети, обратите внимание, у нас гость! Как вы думаете? Кто это? И откуда он к нам пожаловал? (дети рассуждают).

Дети: - Робот, трансформер, инопланетянин.

Воспитатель: - А. вот сейчас, мы и узнаем откуда он, видите у него какое-то послание. Давайте, прочитаем его.

Воспитатель читает:

«Здравствуйте, жители неизвестной и далёкой планеты. Мы жители, с галактики Кассиопия давно наблюдаем за вами и хотим узнать побольше о вашей планете. Если Вам не трудно расскажите роботу о своей планете, а он передаст информацию нам».

Жители Кассиопии.

Воспитатель: - Ребята, расскажем нашему гостю о нашей планете.

Дети: - Да.

Воспитатель: - Дорогой робот, мы те только расскажем, но и покажем тебе нашу планету.

(Воспитатель берёт в руки глобус)

- Что это за шар?

(На столе стоит географический глобус)

Дети: - Глобус.

Воспитатель: - А что такое глобус?

Дети: - Глобус -  это макет нашей планеты - Земля.

Воспитатель: - Давайте рассмотрим её и познакомим нашего гостя с нашей планетой. Какого цвета на глобусе больше?

Дети: - Синего.

Воспитатель: - Как вы думаете, что обозначено этим цветом?

Дети: - Вода (моря, океаны, реки.)

Воспитатель: - Какие ещё цвета есть на глобусе и что они обозначают?

Дети: зелёный - леса, коричневым цветом – горы.

Воспитатель: - Что обозначено жёлтым цветом? (пустыни)

А белым цветом (ледники).

Воспитатель: - Дети как вы, думаете удобно брать с собой в путешествие глобус? И почему? (дети рассуждают)

Воспитатель: - А чем можно заменить глобус? (картой).

Воспитатель: - Да, вы правы, карта - это тоже изображение нашей Земли. Давайте найдём на карте нашу страну (дети находят и показывают Россию)

Воспитатель: - Как называется наша страна?

Дети: - Россия.

Воспитатель: - Давайте, ребята совершим фантастический полёт на самолёте и окажемся в нашем родном крае. Мысленно наденьте шлем, пристегните ремни.

Физкультминутка:

Руки ставим все вразлёт,

Появился самолёт,

Мах крылом туда-сюда

Раз и два, раз и два!

Вы на карту посмотрите

И наш край на ней найдите,

Возле речки приземлимся.

И немного порезвимся

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живем.

Воспитатель: - Ребята, присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

Воспитатель: - Я думаю, что следует познакомить робота, с нашим краем. Покажите на карте наш округ.  

Воспитатель: - Как называется наш округ, в котором мы живём?

Дети: - ХМАО или Югра.

Воспитатель: - Ребята, чем богат Ханты – Мансийский округ?

Дети: - Здесь добывают нефть, газ.

Воспитатель: - Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и не только люди России, а также и другие государства.

Воспитатель: - Как вы думаете, легко добывать газ и нефть?

Дети: - Нет, нелегко. Очень холодная затяжная зима. Трескучие морозы. Летом комары и мошкара.

Воспитатель: - Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа.

Продолжим знакомить гостя с нашим краем.

Воспитатель: - Ребята, как называются коренные жители нашего края? И чем занимаются коренные жители?

Дети: - Коренные жители нашего края - это ханты и манси.

- Охотой, оленеводством, рыболовством. А еще, ребята, ханты и манси занимаются сбором дикоросов.

Воспитатель: - Что такое дикоросы?

Дети: - Это грибы и ягоды.

Воспитатель: - Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?

Дети: - Потому что грибы и ягоды никто не высаживает, они растут в природе самостоятельно, чаще в диких местах.

Воспитатель: - Давайте мы с вами немного посоревнуемся. Девочки будут собирать ягоды, а мальчики ловить рыбу. Итак, девочки будут называть любую ягоду, растущую в наших краях, кого я буду вызывать, тот находит соответствующую картинку, лежащую на столе и крепит на доску. А мальчики будут находить рыбу, которая ловится в наших краях. Итак, по очереди.

Девочки - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка.

Мальчики: - Щука, окунь, карась, ёрш, налим.

-Еще много разных рыб плавает в северных водах, вот посмотрите - это муксун, а это стерлядь. (Показ иллюстраций муксун, стерлядь)

А вот о княженике мало кто слышал. Княженика – самая вкусная и ароматная северная ягода, красивое и полезное растение. Это многолетнее травянистое растение имеет небольшую высоту, Листья похожи на листья земляники. Плод напоминает малину. Эта ягода с приятным ароматом имеет привкус ананаса. Сок из княженики придаёт бодрость, утоляет жажду, помогает снизить температуру.

Дидактическая игра «Кто лишний?» (на столах у детей разложены картинки с изображением животных жарких стран, средней полосы и животных Севера. Надо выбрать лишнюю.

Физкультминутка «Пингвины».

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

Я, пингвин, не один,

Нас, пингвинов, стая.

Мы живем среди льдин

И не замерзаем.

Воспитатель: - А какие деревья и кусты растут на севере?

Дети: - Лиственница, сосна, кедр, ель, шиповник, можжевельник, рябина, береза.

Воспитатель: - Совершенно верно. Ребята, посмотрите на слайд и скажите, что это за сооружение стоит?

Дети: - Чум.

Воспитатель: - А что такое чум?

Дети: - Это жилище хантов.

Воспитатель: - А почему они живут в чумах?

Дети: - Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить.

Воспитатель: - А для чего это необходимо делать?

Дети: - Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место.

Воспитатель: - Ребята, раз уж мы с вами сказали, что на севере очень холодно, значит и коренные жители должны одеваться тепло. Во что одеты ханты и манси. Кто нам расскажет?

Дети: - В одежду, сшитую из шкур животных. На ноги одеваются бурки или кисы.

Воспитатель: - Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная.

Что означает «нарядная одежда»?

Дети: - Одежда вышита орнаментом.

Воспитатель: - Орнаменты бывают разные. Что они означают?

Дети:- Оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы.

Воспитатель: - Да, узоры взяты из природы.

И сейчас мы с вами сделаем подарки для наших гостей – закладки с орнаментом (продуктивная деятельность, звучит спокойная музыка, пока дети выполняют работу, из готовых геометрических фигур).

Воспитатель: - Молодцы. Вы изготовили закладки для наших гостей. Подарите, пожалуйста, их.

Воспитатель: - Вот и нашему гостю пора на свою планету. Ребята, как вы думаете, сможет ли робот рассказать жителям своей планеты о нашем крае? (рассуждения детей)

Воспитатель: - Посмотрите, а робот дарит на память нам книгу о космосе. Как вы думаете для чего?

(рассуждения детей)

Прощаются с роботом.

Воспитатель благодарит детей за занятие.

- А теперь выберите тот смайлик, который вы считаете подходит вашему настроению после занятия. J, L.

 


Количество коментариев: 0