Статья: "МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ИЗ ЦИКЛА «Образы природы в произведениях искусства» Тема: «Осень золотая» Подготовительная группа"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 40

 « Капелька» Городского округа Подольск

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ИЗ ЦИКЛА

«Образы природы в произведениях искусства» 

Тема: «Осень золотая» 

Подготовительная группа

 

 

Цель Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах).

 

Задачи:

Обогащать впечатления детей с помощью произведений искусства-музыки, живописи, литературы;

Формировать музыкальный  и художественный вкус, воспитывать интерес к классической музыке и композиторам классикам, развивать музыкальную память;

Учить выражать свои эмоции, через речь и движения;

Учить импровизировать простейший танец под музыку и правильно и эмоционально исполнять уже известный танец с листьями;

Учить точно интонировать мелодию, закрепить знания о высоте звуков, продолжать развивать вокально-хоровые навыки;

Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе.

Дидактический материал:

Портреты композиторов –классиков, картинка для игровой распевки, атрибуты для танца-осенние листья, конверт с письмом Осени, мультимедийная презентация осенних пейзажей, аудиозапись П.И. Чайковский « Осенняя песня».

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Огр. Момент ( дети строятся у входа в зал)

Муз. руководитель:

В этот день осенний

 с хорошим настроеньем Вы на музыку пришли?(да!) А улыбки принесли?(да!)

А занятие вы ждали?( да!) Улыбнулись! Побежали!

( Звучит «Желтый вальс» Сл .Л. Кирилловой, муз .Е .Плаховой, аранж. Л. Севериновой, вокал Ю. Селиверстова)

 

       Дети на носочках забегают в зал и садятся на стульчики.

 

Ребята, Вы сейчас вошли в зал под красивую музыку. Скажите, какому времени года она посвящена? ( осени)

Да, это « Осенний вальс». И сегодня наше занятие будет так и называться « Осенние картинки».

Но для начала давайте мы с вами поприветствуем друг друга и наших гостей.

 Музыкальное приветствие:

Здравствуйте, здравствуйте,

Мы скажем вам сейчас.

 Здравствуйте, здравствуйте,

Мы рады видеть вас!

 

Музыкальный руководитель:

Посмотрите, какой красивый у нас сегодня зал!( зал украшен листьями)А знаете , кто сделал его таким? Кто эта замечательная волшебница?( осень).Да. Это-Осень…

Осень по тропинке шла, краски разные нашла.

Разукрасила весь лес от дорожки до небес!

 Ребята, а какая она бывает осень? Давайте кратко расскажем. Дети перечисляют (дождливая, разноцветная, урожайная, и т.д.) Музыкальный руководитель: Давайте поиграем в игру “Нарисуй осень”.

 Двигательно-речевое упражнение “Нарисуй осень”.

Автор Тарабрина Е.В.

  • Размешаем краску (круговые движения обеих рук).
  • Лишнюю стряхнем (встряхивающие движения кистей рук).
  • Нарисуем осень (движения рисования художника).
  • Капли за окном (точечные движения обеих рук пальчиками).
  • Радугу цветную (рисуют ладошкой полукруг).
  • Речку голубую (волнообразные движения руки).
  • Много красок осени, (разводит руки в стороны, показывая “много”).
  • Выбирай любую (две руки вперед с поднятыми большими пальцами)

Музыкальный руководитель: Какая яркая картинка получилась! И так светло и радостно на душе стало , что прямо хочется запеть. А мы же с вами разучивали песню об осени? Исполним? ( да!)

Но мы с вами знаем, что перед тем , как исполнить песню, надо обязательно потренировать наши губки, язычок , голосок .

 нам в этом помогут наши друзья.( Демонстрируется картинка к распевке « Медвежонок и пчелка»).Кто это?

Но мы будем не просто сейчас распеваться, а будем исполнять этюд.

Что такое этюд?( маленький спектакль). Что нам нужно для того, чтоб хорошо исполнить этюд?( Мимика, жесты и артикуляция).

Давайте сейчас поработаем сначала над нашей артикуляцией .

Артикуляционная гимнастика « Лягушка», « Рыбка», « Пузырь».

Какая мимика будет у медвежонка? Какой он? ( серьезный, спокойный, неторопливый)А какая пчелка? ( веселая, хитрая, шустрая) На звуках какой высоты мы исполняем эту попевку? ( средних и высоких)

Партию медвежонка исполняем на каких звуках? ( на средних)

А партию пчелки? ( на высоких)

Попевка « Медвежонок и пчелка» автор Л. Евтодьева

Рыбки скоро наловлю,

Медвежат я угощу…

Жу-жу-жу-жу-жу

Домой иди!

Не поймаешь рыбку ты!

(исполняют 3 раза, меняясь ролями)

Ну, вот теперь можно и песенку исполнить. Как называется песня об осени? ( « Модница осень»). А почему осень называют « модница»? ( ответы детей)

Исполняется песня с движениями « Модница осень» муз. и слова О. П. Григорьевой.

Музыкальный руководитель:

 Ребята, но об осени есть не только песни. Поэты тоже посвящали этому прекрасному времени года свои произведения.

( Стихотворение К. Бальмонта « Осень» читает Белоусова Аня .Музыкальный фон-

П. И. Чайковский « Осенняя песня»)

Константин Бальмонт « Осень».

 Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

 

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

 

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Какое замечательное , красивое стихотворение. Каждый поэт, художник, музыкант видит осень по-своему. Скажите, какое музыкальное произведение звучало фоном к этому стихотворению?( « Осеняя песня»)

 кто автор ? ( П. И. Чайковский)К какому циклу относится это произведение? ( « Времена года»),сколько произведений в этом цикле?(12) Почему именно 12?( Потому, что в году 12 месяцев и каждому месяцу посвящено одно произведение).

Посмотрите, пожалуйста ,на наш стенд. Здесь вы видите портреты знаменитых композиторов. Найдите среди них и покажите нам портрет П. И. Чайковского.( дети показывают).

 рядом портреты других выдающихся композиторов :Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Муссоргского,А. Вивальди. Я не даром поместила сюда портреты именно этих композиторов .Ведь они тоже в своем творчестве обращались к природе, воспевали ее красоту. Как художник с помощь красок и кистей пишет на холсте картины , так и композитор ,словно художник, но уже с помощью музыки ,отображает всю красоту природы в своих произведениях… И мы обязательно будем с вами знакомиться с творчеством этих выдающихся композиторов.

 сейчас я хочу вам исполнить небольшое музыкальное произведение, которое называется «Осень» композитора И. Кореневской. Послушайте его и попытайтесь в своем воображении нарисовать картины осени. Давайте вспомним , как надо слушать музыку( сидеть спокойно, руки положить на колени, можно закрыть глаза).

     Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано пьесу.

 Скажите, что вам представилось под эту музыку? Опишите нам, какие картины вы увидели.

 (ответы детей)

Молодцы, ребята, очень красивые осенние картины у вас получились. И вам домашнее задание: Нарисовать то, что вы представили, на следующее занятие принести свои рисунки, а мы сделаем выставку ваших работ.

Ребята, сегодня утром к нам в д\с пришло письмо. Так, посмотрим…Подольск, ул. Тепличная д. 11-б д\с « Капелька» подготовительная группа №1.А обратного адреса нет….Только желтый листочек прикреплен .Откроем конверт.Музыкальный руководитель читает письмо) «Здравствуйте, ребята, привет вам мой, друзья! Давно уже мечтала о встрече с вами я.Вас в гости приглашаю В свой терем расписной Оранжевый, багряный, Зеленый, золотой!Где влажные тропинки, на ветках паутинки, Где сверху неба просинь. Я жду вас…Ваша Осень…..»

Так вот кто написал нам это письмо. Это наша красавица и волшебница Осень. Отправимся к ней в гости в осенний лес? Ну, а как же нам попасть туда? Кажется ,я знаю!

Давайте превратимся в осенние листочки и ветерок отнесет нас туда. Каждый к кому я прикоснусь волшебной палочкой оборачивается листочком и кружась , отправляется в дорогу…

Звучит муз. А. Петрова из фильма «Осенний марафон.»

 Музыкальный руководитель дотрагивается по очереди до детей палочкой и они импровизируют простейший танец под музыку, имитируя полет и кружение листопада).

Музыка затихает, «листочки» опускаются на землю.

Открывается занавес. За ним декорации осеннего леса. На экране демонстрируются картины известных художников(И. Левитан « Золотая осень», «Осень», В. Поленов « Золотая осень», С. Жуковский. «Лесное озеро. Золотая осень (Синяя вода)»,И. Шишкин « Золотая осень» ,И. Остроухов « Золотая осень», « В Абрамцевском парке», И. Грабарь « Рябинка»)

Музыкальный руководитель:

 Вот мы с вами и очутились в осеннем лесу , в расписном тереме хозяйки Осени. Посмотрите, как красиво кругом! Какие замечательные пейзажи сменяют один другой!

Но вот подул ветер и начался листопад!( Воспитатель и муз. руководитель берут корзинки с листиками и раздают детям)

 Музыкальный руководитель:

Пусть листочек золотой

Улыбнется нам с тобой

Красный и зеленый

С тополей и кленов

 В руки листики возьмите

И скорее выходите,

 В ветерочек превратитесь,

 В танце с ними закружитесь!

     Дети исполняют танец с осенними листьями( Танец скомпилирован на основе танца А.Евтодьевой)под муз. С. Юдиной « Осень пришла».

Музыкальный руководитель:

Молодцы , ребята! Вам понравилось в осеннем лесу? Я думаю, что Осени тоже очень понравился ваш танец и она обязательно скоро придет к нам в гости на наши осенние праздники.

 Воспитатель и муз рук. собирают под музыку у детей листья назад в корзины). А теперь настало время прощаться.

Дети исполняют музыкальное прощание.

« До свиданья, до свиданья, Рады были видеть вас!

До свиданья, до свиданья,

Встретимся еще не раз!

 

( Дети организованно под музыку покидают зал)

 


Количество комментариев: 0