Статья: "Путешествие в прошлое книга"

Цель: Развивать у детей дошкольного возраста интерес к художественной литературе

Задачи.

  1. Познакомить детей с историей создания книги, с ее развитием;
  2. Активизировать познавательную деятельность;
  3. Вызвать интерес к миру книги;
  4. Воспитывать бережное отношение к книгам.
  5. Связная речь: учить отбирать соответственно темы факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, чётко вытраивать композицию рассказа.

Ход занятия.

  1. Дети стоят на ковре.

Воспитатель.              Сегодня день у нас особый,

(читает стих)               Я познакомлю вас, друзья,

                                     С предметом, без которого

                                     Прожить на свете нам нельзя.

                

                А о каком предмете пойдет речь, вы угадайте сами.

 

2.Загадка.                    Не куст, а с листочками.
                                     Не рубашка, а сшита,
                                     Не человек, а рассказывает.
                                     Вы догадались? Что это?

                                                                             (  Ответы детей) .

             

                                     

Воспитатель.                Сегодня мы поговорим о книгах.

                                      -Для чего нам нужны книги?

                                      (читать, узнавать новое,  быть умнее, учиться в школе).

                                       - А где хранятся книги? (дома, на полках, в  

                                        библиотеке)

                                       - Что будет если книги исчезнут?

                                      - А вы знаете как нужно обращаться с книгой?

 

                                                           

Воспитатель .                - Как вы думаете, давно ли появились книги?

                                        - А из чего делают книги?

                                        - Вы правы, сейчас книги печатают на бумаге.  

                                          Но всегда ли  было так? Нет.                                                                                                                                                 

                                       

 

  Воспитатель.  Никто не знает точно, когда родилась Книга. Давайте, отправимся в путешествие во времени, и постараемся узнать, сколько лет Книге. Приготовились. Отправляемся.

   Когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом. Все, что узнавал и изобретал человек, он хранил только в голове. Знания передавались устно. Это было чрезвычайно важное и трудное дело – не прервать нить знания, передать его от учителя к ученику, чтобы тот когда-то передал его своему ученику – и так далее, из поколения в поколение. И ведь не всегда это удавалось. Сколько секретов было утеряно безвозвратно, сколько раз людям приходилось учиться чему-то заново. Делать открытия, которые уже когда-то были сделаны.

  И вот, давайте вернемся на много веков назад – к началу человеческой цивилизации, когда только появились люди.

Подходим с детьми к изображению наскального письма.

  Воспитатель. Люди жили в пещерах. Охотились на мамонтов и диких быков. Каменные книги – считаются первой формой записи информации. Необходимость у людей делиться между собою знаниями привела древних людей к тому, что они стали делать рисунки на стенах пещер. Эти рисунки и называют – Каменными книгами. Здесь человек впервые выразил и изобразил свою мысль.

Даже в наши дни мы часто встречаем нарисованные письма, которые дошли до нас через многие века. Как вы думаете, где? (Показывает знаки дорожного движения).

Дети называют знаки дорожного движения.

Воспитатель.  Ребята, давайте, оставим привет, как это делали пещерные люди.

Раздают детям маркеры, для рисования на «наскальных стенах» (на доске).

 Молодцы. Но нам пора! Отправляемся в другое время.

Куда это мы попали?

   К индейцам. Они придумали другой вид книги, который можно было передавать, переносить, сохранять. Такое письмо называлось – КИПУ- узелковое письмо. Для такого письма требовалась толстая веревка или палка и разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел передать кому-то свою

мысль, привязывал к веревке или палке шнурок особым способом. Чтобы прочесть такое письмо, нужно было помнить множество деталей – цвет шнура, его длина, вид узла. Такое письмо было очень тяжело читать. Но, в основном, знания, все так же  передавались устно. Старейшины племен, примерно раз в году уводили юношей в джунгли, и там, передавали свой опыт. А чтобы знания запоминались легче, использовали специальные танцы и песни. Поучимся вместе с ними?

Дети встают в круг. И повторяют движения за воспитателем.

Физкультминутка:  

Если хочешь научиться, делай так…  Хлопать в ладоши в лево-право.

Если хочешь научиться, делай так… Прыжки на месте с высоким подниманием колена (по очереди).

Если хочешь научиться, делай так…  Хлопать по рту, «зов индейца».

Если хочешь научиться, делай так…  Танец Индейцев по кругу.

  Воспитатель. В Древнем Египте изобрели папирус. Он был сделан из растения, которое росло по берегам реки Нил. Его стебель расщепляли на ленты, укладывали их в несколько слоев и сверху прижимали тяжелыми камнями.  Несколько таких кусков соединяли в длинную полоску и сворачивали в свиток, а чтобы им было удобно пользоваться, к нему прикрепляли палку. Свернутый свиток вставляли в футляр. Так он хранился. Но папирус рос не везде, а папирусный свиток плохо сохранялся: крошился, рассыпался, писать на нём можно было только с одной стороны.

  И люди нашли новый материал: пергамент. Это тонкая, как плёнка, специально обработанная кожа овец, коз или телят. Изготавливали его недалеко от города Пергама, вот откуда это название. Пергамент, в отличие от папируса, не трескался, он был очень прочен, его можно сгибать, использовать обе его стороны. Это особенность способствовала появлению новой формы книги. Куски пергамента складывали пополам: из каждого выходило как бы два листа, и так вкладывали их один в другой.

Из пергамента  было удобно делать книги. Большие листы складывались в четверо, в виде тетради. Несколько таких тетрадей сшивали вместе, получалась книга. Обложку делали из досок обтянутых кожей.

   А бумагу, изобрел китаец Цай Лунь. Сначала бумагу варили из размолотых тряпок, древесного корня, бамбуковой щепы. Позже решили попробовать дерево. И с тех пор бумагу для книги  делают из дерева.

А как появилась книга на Руси?

На Руси, для книг  долго использовали – Бересту. На ней писали при помощи тонкого стерженька с большим ушком наверху. В это ушко вдевали тесьму и носили на поясе. На Руси первыми создателями рукописных книг стали монахи – писцы. Художник заполнял страницы рисунками. Каждую книгу писали долго – долго.

Ну, что пора возвращаться домой. Приготовились. Отправляемся домой!

 Да, длинный путь прошел человек до первой книги. Вот как много лет Книге. А сколько точно ни кто не знает!

 Вот такой длинный путь прошла книга, чтобы стать такой, которая есть в каждом нашем доме, в каждой группе и библиотеке.

  - Теперь мы с вами читаем вот такие красивые книжки , которые вы видите на выставке.                                  

  - Людям помогают машины печатать красочные  обложки.

Ребята, вы все молодцы! Вместе со своими мамами вы сделали замечательные книги. А сейчас каждый из вас познакомит  нас со своей книгой.

( Рассказы детей о своих книгах).

Оценить работы детей.

Рефлексия.

Вопросы на презентации.


Количество комментариев: 0